English For All

ТЕМА 6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

View previous topic View next topic Go down

default ТЕМА 6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Post by lola6 on Sat Mar 26, 2011 9:51 pm


ТЕМА 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Педагогический процесс как система
О том, что латинское слово «процессус» означает «движе¬ние вперед», «изменение», мы уже знаем. Педагогическим про¬цессом называется разви-вающееся взаимодействие воспитате¬лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя¬ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором со¬циальный опыт пере-плавляется в качества личности. В педаго¬гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Капте-рева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов по¬казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложно-сти процесса и прежде всего его главных отличи¬тельных черт — целостности и общности. Обеспечение един¬ства обучения, воспитания и развития на ос-нове целостности и общности составляет главную сущность педагогического про¬цесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный про¬цесс» и «пе-дагогический процесс» и обозначаемые ими поня¬тия тождественны.
Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 5). Первое, что бросается в глаза, — наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных меж¬ду собой другими типами связей. Система пе-дагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогичес¬кий процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы фор-мирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научив¬шись пред-ставлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четко-го выделения составных компонентов такое представление позволяет анали-зировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в прак¬тике управления педагогическим процессом.

Рис.5
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образо¬вания, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в опреде-ленных внеш¬них условиях: природно-географических, общественных, про¬изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой сис-темы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся матери-ально-технические, санитарно-ги¬гиенические, морально-психологические, эстетические и дру¬гие условия.
Структура (от лат. structura — строение) — это расположе¬ние элемен-тов в системе. Структуру системы составляют выде¬ленные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчер-кивалось, что понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучше¬ния организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогиче-ской системе не похожи на связи между компонентами в других динамиче-ских системах. Целесообраз¬ная деятельность педагога выступает в органиче-ском единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект — он же субъект. Результат процесса находится в прямой зави-симости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходи-мо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может высту-пать любой достаточно веский показа¬тель процесса, условий его протекания или величины достиг¬нутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изу-чения системы. Анализировать систему педагогического процесса по всем теоретически возможным критериям не только затрудни¬тельно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи выбира¬ют только такие, изучение которых раскрывает наиболее важ¬ные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание не¬известных ранее закономерностей.
Какую цель преследует студент, впервые знакомящийся с педагогиче-ским процессом? Конечно, прежде всего он намере¬вается понять общее строение системы, взаимосвязи между ее главными компонентами. Поэтому системы и критерии их вы¬деления должны соответствовать намеченной цели. Для выде¬ления системы и ее структуры воспользуемся известным в на¬уке критерием рядоположности, позволяющим выделить в ис¬следуемой системе основные составные части. Не забудем и о системе протекания процесса, в качестве которой будет высту¬пать «школа».
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа¬ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть об-разующие сис¬тему компоненты — целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гар-монического развития личности — до конкретных задач формирования от-дельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкла¬дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада¬чу, а деятелъностный — взаимодействие педагогов и воспитуе¬мых, их сотрудни-чество, организацию и управление процес¬сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результа-тивный компонент процесса отражает эффективность его протекания, харак-теризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью (рис. 6).

Рис.6
Немало систем педагогического процесса выделено для ана¬лиза связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют ин-формационные, организационно-де-ятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в про¬цессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуля¬ции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-след¬ственные связи, выде-ляя среди них наиболее существенные. На¬пример, анализ причин недоста-точной эффективности педаго¬гического процесса позволяет обоснованно проектировать буду¬щие изменения, избегать повторения допущенных оши-бок. Не¬бесполезным оказывается учет генетических связей, т. е. выяв¬ление исторических тенденций, традиций в обучении и воспи¬тании, обеспечиваю-щих должную преемственность при проек¬тировании и осуществлении новых педагогических процессов.
Последние десятилетия развития педагогической теории ха¬рактеризуются стремлением выделять функциональные связи между объек-тами педагогических систем, использовать для их анализа и описания форма-лизованные средства. Ощутимые ре¬зультаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодей¬ствием минимального числа факторов. При попытках функ¬ционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематиза-ция действительности, не принося¬щая заметной пользы познанию. Этот не-достаток упорно пре¬одолевается: используют более тонкие и точные форма-лизован¬ные описания процесса внедрения в педагогические исследова¬ния новых разделов современной математики, возможностей вычислительной техники.
Чтобы яснее представить себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяс¬нить слагаемые системы народно-го образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает под¬ход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней ав¬тор основными компонентами системы образования счита¬ет: 1) цели и первоочередные задачи, определяю-щие дея¬тельность систем; 2) учеников, обучение которых — основ¬ная задача системы; 3) управление, осуществляющее коор¬динацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного вре-мени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) содер¬жание — основное, что школьники должны получить от об¬разования; 6) пре-подавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, ла-боратории и т. д.; Cool по¬мещения, необходимые для учебного процесса; 9) техно¬логию — все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экза¬мены, качество подготовки; 11) исследовательскую рабо¬ту для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы1.
Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложив¬шейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:
1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.
2. Содержание обучения и воспитания.
3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.
4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснован¬ное функциони-рование системы, непрерывное совершен¬ствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.
5. Ученики, обучение и воспитание которых — главная за¬дача системы.
6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия
и др.).
7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.
8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиени¬ческие, эстети-ческие и социальные).
9. Организация и управление.
В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.
Но мало увидеть систему вообще. Надо понять ее разви¬тие — увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и насту-пающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии.
Педагогический процесс — это процесс трудовой, он, как и любой дру-гой трудовой процесс, осуществляется для достиже¬ния общественно значи-мых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитате-лей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отноше-ния участни¬ков трудового процесса — педагогическое взаимодействие.
Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выде¬ляются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельно¬сти педагога — раз-вивающаяся личность, коллектив воспитан¬ников. Объектам педагогического труда кроме сложности, сис¬темности, саморегуляции присуще и такое каче-ство, как само¬развитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.
Предмет педагогического труда — формирований человека, который в отличие от педагога находится на более ранней сту¬пени своего развития и не обладает необходимыми для взрос¬лого человека знаниями, умениями, навы-ками, опытом. Свое¬образие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной за¬висимости от педагогического воздействия на него, а по зако¬нам, свойствен-ным его психике, — особенностям восприятия, понимания, мышления, ста-новления воли и характера.
Средства (орудия) труда — это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воз¬действия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним от-носятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспи-туемо-го, но и виды деятельности, на которые он должен уметь пере¬ключить школьников, способы сотрудничества с ними, мето¬дика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыду¬щих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, под-готовленный к жизни, об¬щественный человек. В конкретных процессах, «частях» обще¬го педагогического процесса, решаются частные задачи, фор¬мируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой ус-тановкой.
Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, харак-теризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффектив-ности), технологичности, экономич¬ности, выделение которых открывает пу-ти для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характери-стика педагогического процесса — время. Оно вы¬ступает универсальным критерием, позволяющим надежно су¬дить о том, насколько быстро и качест-венно протекает данный процесс.
I I. Заполните пропуски
Педагогический процесс — это систе¬ма, объединяющая в себе процессы ..., обучения воспитания раз-вития
Компонентами системы, в которой про¬текает педагогический процесс, яв-ля¬ются ....................................................... педагоги условия воспи-туемые
Компонентами педагогического про-цес¬са являют-ся...................,......................., целевой содержательный деятельностный результа-тивный
Между компонентами существу-ют........ которые подлежат выявлению и учету связи

Целостность педагогического процесса
Педагогический процесс — внутренне связанная совокуп¬ность многих процессов, суть которых состоит в том, что соци¬альный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов), Данный процесс представ-ляет собой не меха¬ническое соединение процессов воспитания, обучения, разви¬тия, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство — главные характери-стики педагогического процесса, подчерки¬вающие подчинение всех состав-ляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности про¬цессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфиче-ского.
В чем же специфика процессов, образующих целостный пе¬дагогический процесс? Она обнаруживается при выделении до¬минирующих функций. Доминирующая функция процесса обуче¬ния — обучение, воспита-ния — воспитание, развития — разви¬тие. Но каждый из названных процессов выполняет в целост¬ном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуще¬ствляет не только воспитательную, но и развивающую, и обра¬зовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствую¬щего ему вос-питания и развития^ Диалектика взаимосвязей на¬лагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и мето¬ды осуществления органически неразрыв-ных процессов, при анализе которых приходится также выделять домини-рующие характеристики. Так, например, в содержании обучения прева¬лирует формирование научных представлений, усвоение поня¬тий, законов, принци-пов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает форми-рование убежде¬ний, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, устано¬вок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и пред¬ставления, и зна-ния, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели — форми-рованию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и мето-дов достижения цели. Если в обучении использует¬ся преимущественно стро-го регламентированная классно-уроч¬ная форма работы, то в воспитании пре-валируют более свобод¬ные формы различного характера, общественно по-лезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно орга¬низованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интел¬лектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и дейст-венно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, напри-мер, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, заче-ты, экзамены. Кон¬троль за результатами воспитания менее регламентирован. Ин¬формацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятель¬ности и по-ведения учеников, общественное мнение, объем вы¬полнения намеченной программы воспитания и самовоспита¬ния, другие прямые и косвенные ха-рактеристики.
II. Выберите правильный ответ. В чем заключается це¬лостность педа-гогического процесса?
1. В подчинении всех процессов, его образующих, глав¬ной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой лично-сти.
2. В том, что процессы, образующие педагогический про¬цесс, имеют много общего между собой.
3. В том, что все процессы, образующие общий педагоги¬ческий про-цесс, протекают в одних и тех же условиях.
4. В том, что педагогический процесс не делится на со¬ставные части.
5. В том, что между процессами, образующими педагоги¬ческий про-цесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
6. В том, что все процессы, образующие педагогический процесс, име-ют общую методологическую основу.

Закономерности педагогического процесса
В закономерностях, напомним, отражаются объективные, необходи-мые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследо-вания можно заключить, что в столь сложной, большой и динамичной систе-ме, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнооб-разных свя¬зей и зависимостей. Подобные системы десятком-другим зако¬номерностей не описываются.
Нам известно, что для изучения определенного типа связей выделяются системы, в которых эти связи проявляются наибо¬лее отчетливо. Исследова-ние всех связей требует создания мно¬гочисленных систем, образуя которые приходится, образно го¬воря, «поворачивать» систему педагогического про-цесса все но¬выми и новыми гранями. Общее представление о важнейших связях педагогического процесса дает система, выделенная по интегративно-му (объединяющему все части) критерию. Про¬цесс анализируется на уровне крупных блоков и существующих между ними связей.
Когда связи выявлены и изучены, в особых комментариях они не нуж-даются. Законы, их выражающие, — это спрессованная информация. Нужно уметь наполнять ее живым практическим смыслом.
Вдумчиво и внимательно изучайте общие закономерности педагогиче-ского процесса. Постарайтесь не просто заучить, но понять их всеобъемлю-щее действие. Для этого под каж¬дую закономерность подведите известные вам факты, при¬меры, а также попытайтесь найти закономерное объяснение тем событиям, которые вы еще недавно наблюдали в школьном педагогиче-ском процессе.
Среди общих закономерностей педагогическо-1 го процесса выделяют-ся такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Вели¬чина всех последующих изменений зависит от величины изме¬нений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимо-действие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенча-тый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конеч-ный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот уче-ник будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
2. Закономерность развития личности в педагогическом про¬цессе. Тем-пы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственно-сти; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) приме¬няемых средств и способов педагоги-ческого воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес¬сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педа¬гогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирую¬щих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педаго¬гического процесса зависит от: 1) действия внутренних стиму¬лов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интен¬сивности, характера и своевременно-сти внешних (обществен¬ных, педагогических, моральных, материальных и других) сти¬мулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и ка¬чества чувственного восприятия; 2) логиче-ского осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленно-го.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность пе¬дагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собствен-ной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Тече-ние и результаты учебно-воспитательного процесса зави¬сят от: 1) потребно-стей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, эко-номические и другие) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).
Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложен-ными закономерностями исчерпываются связи, дей¬ствующие в педагогиче-ском процессе. Последних гораздо боль¬ше, к изучению глубинных связей ис-следователи еще только подступают.
III. Заполните пропуски
Закономерность Выражает связь между:
Динамика педаго¬гического про¬цесса Величиной преды¬дущих изменений .........................................
Развития личности 1) наследственностью; 2) воспитательной и учебной средой; 3) вклю¬чением в деятельность; 4) приме-няемыми средствами
Управления Эффективностью пе¬дагогического воз¬действия ......................................
Продуктивностью пе¬дагогического процесса ..........................................
1) интенсивностью и ка-чеством чувственного воспитания; 2) логиче¬ским осмыслением вос¬принятого; 3) практиче¬ским применением ос¬мысленного
Единства внешней и внутренней деятельно-сти И.....................................
Течением и резуль¬татами И.....................................

Этапы педагогического процесса
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Эта-пы — это не составные части, а после¬довательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключи-тельный.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготови¬тельном) создаются надлежащие условия для протекания про¬цесса в заданном направ-лении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важ-ные задачи: целепола-гание, диагностика условий, прогнозирование дости-жений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в кон¬кретные задачи, достижимые на за-данном отрезке педагогичес¬кого процесса и в имеющихся конкретных усло-виях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществле-ния педагогического процесса — школе, классу, уроку и т. д. На данном эта-пе функционирования педагогического процесса вьывляются противоречия между требованиями общей педаго¬гической цели и конкретными возможно-стями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разреше¬ния этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — это иссле¬довательская процедура, направленная на «прояснение» усло¬вий и обстоятельств, в которых будет протекать педагоги-чес¬кий процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех при-чинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информа-ция о реальных возмож¬ностях педагогов и учеников, уровне их предшест-вующей под¬готовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально наме¬ченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, при¬водить в соответствие с реальными воз-можностями.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педаго-гического процесса. Сущность прогнозирования (пристав¬ка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных усло¬виях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по до¬вольно сложным методи-кам, но затраты на получение прогно¬зов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход пе¬дагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется мало¬эффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса позна-комимся ниже.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе ре-зультатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привя¬зан» к конкретной системе. В педагогической практике приме¬няются различные планы — руководства учебно-воспитатель¬ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, пла¬ны проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогиче-ских процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нуж-но делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рас-сматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: по¬становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использо-вание намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; соз-дание бла¬гоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимули¬рования деятельности школьников; обеспечение связи педагогичес¬кого про-цесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, на-сколько целесообразно эти элементы связа¬ны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется опера¬тивный педагогический контроль, призванный играть стимули¬рующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и на-правленности процесса, не учиты¬вают при этом множества других конкрет-ных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на этапе осуществления педагогического про¬цесса игра-ют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управлен-ческих решений. Обратная связь — осно¬ва качественного управления про-цессом, ее развитию и укреп¬лению каждый педагог обязан придавать при-оритетное значе¬ние. Только опираясь на нее, удается найти рациональное со¬отношение педагогического управления и самоуправления своей деятельно-стью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса — в значительной степени система саморегули-рующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического про-цесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигну-тых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, не¬избежно возникающих в любом, даже очень хорошо организо¬ванном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффек¬тивные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Рас¬тет тот педагог, который извле-кает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и само-анализ — вер¬ный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и ре-зультатов процесса первоначальному замыслу, опреде¬лить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтвер¬ждает, что больше всего ошибок появля-ется тогда, когда педа¬гог игнорирует диагностику и прогнозирование про-цесса и ра¬ботает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительно¬го эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интере-са, такой процесс ученикам ничего дать не может.
IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педаго¬гического про-цесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, об-ратитесь за по¬мощью в блок коррекции
Этапы педагогического процесса
Подготовительный 1)............................. Заключительный
2)....................... Осуществление Анализ
Целеполагание Педагогическое взаи-модействие Выявление возникших отклонений
3)....................... Организация обратной связи Вычленение ошибок
Прогнозирование Регулирование и корри-гирование деятельности 4)..........................
Прогнозирование Проектирование мер по
Проектирование устранению ошибок
5)....................... в).............................
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы 1 II III IV
Ответы 1 1) основной; 2) организация; 3) диагностика; 4) анализ причин от-клонений; 5) планирование; 6) оперативный контроль
Контрольный тест
1. Что такое педагогический процесс?
2. Что представляет собой педагогический процесс как систе¬ма?
3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.
4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо¬вой?
5. Что означает целостность педагогического процесса?
6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес¬сов?
7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?
8. Как вы определите динамику педагогического процесса ?
9. Как развивается личность в педагогическом процессе?
10. Как управлять педагогическим процессом?
11. Дайте определение закономерности стимулирования.
12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и прак-тики в педагогическом процессе.
13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут¬ренней деятельности?
14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес¬кого процесса.
15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического про-цесса.
16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?
17. Что такое педагогическое взаимодействие?
18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?

Back to top Go down

View previous topic View next topic Back to top


 
Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum