English For All

ТЕМА 6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Go down

default ТЕМА 6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Post by lola6 on Sat Mar 26, 2011 9:51 pm


ТЕМА 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Педагогический процесс как система
О том, что латинское слово «процессус» означает «движе¬ние вперед», «изменение», мы уже знаем. Педагогическим про¬цессом называется разви-вающееся взаимодействие воспитате¬лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя¬ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором со¬циальный опыт пере-плавляется в качества личности. В педаго¬гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Капте-рева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов по¬казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложно-сти процесса и прежде всего его главных отличи¬тельных черт — целостности и общности. Обеспечение един¬ства обучения, воспитания и развития на ос-нове целостности и общности составляет главную сущность педагогического про¬цесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный про¬цесс» и «пе-дагогический процесс» и обозначаемые ими поня¬тия тождественны.
Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 5). Первое, что бросается в глаза, — наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных меж¬ду собой другими типами связей. Система пе-дагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогичес¬кий процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы фор-мирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научив¬шись пред-ставлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четко-го выделения составных компонентов такое представление позволяет анали-зировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в прак¬тике управления педагогическим процессом.

Рис.5
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образо¬вания, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в опреде-ленных внеш¬них условиях: природно-географических, общественных, про¬изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой сис-темы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся матери-ально-технические, санитарно-ги¬гиенические, морально-психологические, эстетические и дру¬гие условия.
Структура (от лат. structura — строение) — это расположе¬ние элемен-тов в системе. Структуру системы составляют выде¬ленные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчер-кивалось, что понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучше¬ния организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогиче-ской системе не похожи на связи между компонентами в других динамиче-ских системах. Целесообраз¬ная деятельность педагога выступает в органиче-ском единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект — он же субъект. Результат процесса находится в прямой зави-симости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходи-мо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может высту-пать любой достаточно веский показа¬тель процесса, условий его протекания или величины достиг¬нутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изу-чения системы. Анализировать систему педагогического процесса по всем теоретически возможным критериям не только затрудни¬тельно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи выбира¬ют только такие, изучение которых раскрывает наиболее важ¬ные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание не¬известных ранее закономерностей.
Какую цель преследует студент, впервые знакомящийся с педагогиче-ским процессом? Конечно, прежде всего он намере¬вается понять общее строение системы, взаимосвязи между ее главными компонентами. Поэтому системы и критерии их вы¬деления должны соответствовать намеченной цели. Для выде¬ления системы и ее структуры воспользуемся известным в на¬уке критерием рядоположности, позволяющим выделить в ис¬следуемой системе основные составные части. Не забудем и о системе протекания процесса, в качестве которой будет высту¬пать «школа».
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа¬ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть об-разующие сис¬тему компоненты — целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гар-монического развития личности — до конкретных задач формирования от-дельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкла¬дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада¬чу, а деятелъностный — взаимодействие педагогов и воспитуе¬мых, их сотрудни-чество, организацию и управление процес¬сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результа-тивный компонент процесса отражает эффективность его протекания, харак-теризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью (рис. 6).

Рис.6
Немало систем педагогического процесса выделено для ана¬лиза связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют ин-формационные, организационно-де-ятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в про¬цессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуля¬ции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-след¬ственные связи, выде-ляя среди них наиболее существенные. На¬пример, анализ причин недоста-точной эффективности педаго¬гического процесса позволяет обоснованно проектировать буду¬щие изменения, избегать повторения допущенных оши-бок. Не¬бесполезным оказывается учет генетических связей, т. е. выяв¬ление исторических тенденций, традиций в обучении и воспи¬тании, обеспечиваю-щих должную преемственность при проек¬тировании и осуществлении новых педагогических процессов.
Последние десятилетия развития педагогической теории ха¬рактеризуются стремлением выделять функциональные связи между объек-тами педагогических систем, использовать для их анализа и описания форма-лизованные средства. Ощутимые ре¬зультаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодей¬ствием минимального числа факторов. При попытках функ¬ционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематиза-ция действительности, не принося¬щая заметной пользы познанию. Этот не-достаток упорно пре¬одолевается: используют более тонкие и точные форма-лизован¬ные описания процесса внедрения в педагогические исследова¬ния новых разделов современной математики, возможностей вычислительной техники.
Чтобы яснее представить себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяс¬нить слагаемые системы народно-го образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает под¬ход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней ав¬тор основными компонентами системы образования счита¬ет: 1) цели и первоочередные задачи, определяю-щие дея¬тельность систем; 2) учеников, обучение которых — основ¬ная задача системы; 3) управление, осуществляющее коор¬динацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного вре-мени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) содер¬жание — основное, что школьники должны получить от об¬разования; 6) пре-подавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, ла-боратории и т. д.; Cool по¬мещения, необходимые для учебного процесса; 9) техно¬логию — все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экза¬мены, качество подготовки; 11) исследовательскую рабо¬ту для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы1.
Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложив¬шейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:
1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.
2. Содержание обучения и воспитания.
3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.
4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснован¬ное функциони-рование системы, непрерывное совершен¬ствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.
5. Ученики, обучение и воспитание которых — главная за¬дача системы.
6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия
и др.).
7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.
8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиени¬ческие, эстети-ческие и социальные).
9. Организация и управление.
В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.
Но мало увидеть систему вообще. Надо понять ее разви¬тие — увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и насту-пающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии.
Педагогический процесс — это процесс трудовой, он, как и любой дру-гой трудовой процесс, осуществляется для достиже¬ния общественно значи-мых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитате-лей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отноше-ния участни¬ков трудового процесса — педагогическое взаимодействие.
Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выде¬ляются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельно¬сти педагога — раз-вивающаяся личность, коллектив воспитан¬ников. Объектам педагогического труда кроме сложности, сис¬темности, саморегуляции присуще и такое каче-ство, как само¬развитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.
Предмет педагогического труда — формирований человека, который в отличие от педагога находится на более ранней сту¬пени своего развития и не обладает необходимыми для взрос¬лого человека знаниями, умениями, навы-ками, опытом. Свое¬образие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной за¬висимости от педагогического воздействия на него, а по зако¬нам, свойствен-ным его психике, — особенностям восприятия, понимания, мышления, ста-новления воли и характера.
Средства (орудия) труда — это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воз¬действия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним от-носятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспи-туемо-го, но и виды деятельности, на которые он должен уметь пере¬ключить школьников, способы сотрудничества с ними, мето¬дика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыду¬щих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, под-готовленный к жизни, об¬щественный человек. В конкретных процессах, «частях» обще¬го педагогического процесса, решаются частные задачи, фор¬мируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой ус-тановкой.
Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, харак-теризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффектив-ности), технологичности, экономич¬ности, выделение которых открывает пу-ти для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характери-стика педагогического процесса — время. Оно вы¬ступает универсальным критерием, позволяющим надежно су¬дить о том, насколько быстро и качест-венно протекает данный процесс.
I I. Заполните пропуски
Педагогический процесс — это систе¬ма, объединяющая в себе процессы ..., обучения воспитания раз-вития
Компонентами системы, в которой про¬текает педагогический процесс, яв-ля¬ются ....................................................... педагоги условия воспи-туемые
Компонентами педагогического про-цес¬са являют-ся...................,......................., целевой содержательный деятельностный результа-тивный
Между компонентами существу-ют........ которые подлежат выявлению и учету связи

Целостность педагогического процесса
Педагогический процесс — внутренне связанная совокуп¬ность многих процессов, суть которых состоит в том, что соци¬альный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов), Данный процесс представ-ляет собой не меха¬ническое соединение процессов воспитания, обучения, разви¬тия, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство — главные характери-стики педагогического процесса, подчерки¬вающие подчинение всех состав-ляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности про¬цессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфиче-ского.
В чем же специфика процессов, образующих целостный пе¬дагогический процесс? Она обнаруживается при выделении до¬минирующих функций. Доминирующая функция процесса обуче¬ния — обучение, воспита-ния — воспитание, развития — разви¬тие. Но каждый из названных процессов выполняет в целост¬ном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуще¬ствляет не только воспитательную, но и развивающую, и обра¬зовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствую¬щего ему вос-питания и развития^ Диалектика взаимосвязей на¬лагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и мето¬ды осуществления органически неразрыв-ных процессов, при анализе которых приходится также выделять домини-рующие характеристики. Так, например, в содержании обучения прева¬лирует формирование научных представлений, усвоение поня¬тий, законов, принци-пов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает форми-рование убежде¬ний, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, устано¬вок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и пред¬ставления, и зна-ния, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели — форми-рованию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и мето-дов достижения цели. Если в обучении использует¬ся преимущественно стро-го регламентированная классно-уроч¬ная форма работы, то в воспитании пре-валируют более свобод¬ные формы различного характера, общественно по-лезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно орга¬низованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интел¬лектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и дейст-венно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, напри-мер, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, заче-ты, экзамены. Кон¬троль за результатами воспитания менее регламентирован. Ин¬формацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятель¬ности и по-ведения учеников, общественное мнение, объем вы¬полнения намеченной программы воспитания и самовоспита¬ния, другие прямые и косвенные ха-рактеристики.
II. Выберите правильный ответ. В чем заключается це¬лостность педа-гогического процесса?
1. В подчинении всех процессов, его образующих, глав¬ной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой лично-сти.
2. В том, что процессы, образующие педагогический про¬цесс, имеют много общего между собой.
3. В том, что все процессы, образующие общий педагоги¬ческий про-цесс, протекают в одних и тех же условиях.
4. В том, что педагогический процесс не делится на со¬ставные части.
5. В том, что между процессами, образующими педагоги¬ческий про-цесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
6. В том, что все процессы, образующие педагогический процесс, име-ют общую методологическую основу.

Закономерности педагогического процесса
В закономерностях, напомним, отражаются объективные, необходи-мые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследо-вания можно заключить, что в столь сложной, большой и динамичной систе-ме, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнооб-разных свя¬зей и зависимостей. Подобные системы десятком-другим зако¬номерностей не описываются.
Нам известно, что для изучения определенного типа связей выделяются системы, в которых эти связи проявляются наибо¬лее отчетливо. Исследова-ние всех связей требует создания мно¬гочисленных систем, образуя которые приходится, образно го¬воря, «поворачивать» систему педагогического про-цесса все но¬выми и новыми гранями. Общее представление о важнейших связях педагогического процесса дает система, выделенная по интегративно-му (объединяющему все части) критерию. Про¬цесс анализируется на уровне крупных блоков и существующих между ними связей.
Когда связи выявлены и изучены, в особых комментариях они не нуж-даются. Законы, их выражающие, — это спрессованная информация. Нужно уметь наполнять ее живым практическим смыслом.
Вдумчиво и внимательно изучайте общие закономерности педагогиче-ского процесса. Постарайтесь не просто заучить, но понять их всеобъемлю-щее действие. Для этого под каж¬дую закономерность подведите известные вам факты, при¬меры, а также попытайтесь найти закономерное объяснение тем событиям, которые вы еще недавно наблюдали в школьном педагогиче-ском процессе.
Среди общих закономерностей педагогическо-1 го процесса выделяют-ся такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Вели¬чина всех последующих изменений зависит от величины изме¬нений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимо-действие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенча-тый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конеч-ный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот уче-ник будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
2. Закономерность развития личности в педагогическом про¬цессе. Тем-пы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственно-сти; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) приме¬няемых средств и способов педагоги-ческого воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес¬сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педа¬гогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирую¬щих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педаго¬гического процесса зависит от: 1) действия внутренних стиму¬лов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интен¬сивности, характера и своевременно-сти внешних (обществен¬ных, педагогических, моральных, материальных и других) сти¬мулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и ка¬чества чувственного восприятия; 2) логиче-ского осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленно-го.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность пе¬дагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собствен-ной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Тече-ние и результаты учебно-воспитательного процесса зави¬сят от: 1) потребно-стей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, эко-номические и другие) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).
Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложен-ными закономерностями исчерпываются связи, дей¬ствующие в педагогиче-ском процессе. Последних гораздо боль¬ше, к изучению глубинных связей ис-следователи еще только подступают.
III. Заполните пропуски
Закономерность Выражает связь между:
Динамика педаго¬гического про¬цесса Величиной преды¬дущих изменений .........................................
Развития личности 1) наследственностью; 2) воспитательной и учебной средой; 3) вклю¬чением в деятельность; 4) приме-няемыми средствами
Управления Эффективностью пе¬дагогического воз¬действия ......................................
Продуктивностью пе¬дагогического процесса ..........................................
1) интенсивностью и ка-чеством чувственного воспитания; 2) логиче¬ским осмыслением вос¬принятого; 3) практиче¬ским применением ос¬мысленного
Единства внешней и внутренней деятельно-сти И.....................................
Течением и резуль¬татами И.....................................

Этапы педагогического процесса
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Эта-пы — это не составные части, а после¬довательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключи-тельный.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготови¬тельном) создаются надлежащие условия для протекания про¬цесса в заданном направ-лении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важ-ные задачи: целепола-гание, диагностика условий, прогнозирование дости-жений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в кон¬кретные задачи, достижимые на за-данном отрезке педагогичес¬кого процесса и в имеющихся конкретных усло-виях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществле-ния педагогического процесса — школе, классу, уроку и т. д. На данном эта-пе функционирования педагогического процесса вьывляются противоречия между требованиями общей педаго¬гической цели и конкретными возможно-стями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разреше¬ния этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — это иссле¬довательская процедура, направленная на «прояснение» усло¬вий и обстоятельств, в которых будет протекать педагоги-чес¬кий процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех при-чинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информа-ция о реальных возмож¬ностях педагогов и учеников, уровне их предшест-вующей под¬готовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально наме¬ченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, при¬водить в соответствие с реальными воз-можностями.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педаго-гического процесса. Сущность прогнозирования (пристав¬ка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных усло¬виях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по до¬вольно сложным методи-кам, но затраты на получение прогно¬зов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход пе¬дагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется мало¬эффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса позна-комимся ниже.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе ре-зультатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привя¬зан» к конкретной системе. В педагогической практике приме¬няются различные планы — руководства учебно-воспитатель¬ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, пла¬ны проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогиче-ских процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нуж-но делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рас-сматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: по¬становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использо-вание намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; соз-дание бла¬гоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимули¬рования деятельности школьников; обеспечение связи педагогичес¬кого про-цесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, на-сколько целесообразно эти элементы связа¬ны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется опера¬тивный педагогический контроль, призванный играть стимули¬рующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и на-правленности процесса, не учиты¬вают при этом множества других конкрет-ных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на этапе осуществления педагогического про¬цесса игра-ют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управлен-ческих решений. Обратная связь — осно¬ва качественного управления про-цессом, ее развитию и укреп¬лению каждый педагог обязан придавать при-оритетное значе¬ние. Только опираясь на нее, удается найти рациональное со¬отношение педагогического управления и самоуправления своей деятельно-стью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса — в значительной степени система саморегули-рующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического про-цесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигну-тых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, не¬избежно возникающих в любом, даже очень хорошо организо¬ванном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффек¬тивные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Рас¬тет тот педагог, который извле-кает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и само-анализ — вер¬ный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и ре-зультатов процесса первоначальному замыслу, опреде¬лить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтвер¬ждает, что больше всего ошибок появля-ется тогда, когда педа¬гог игнорирует диагностику и прогнозирование про-цесса и ра¬ботает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительно¬го эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интере-са, такой процесс ученикам ничего дать не может.
IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педаго¬гического про-цесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, об-ратитесь за по¬мощью в блок коррекции
Этапы педагогического процесса
Подготовительный 1)............................. Заключительный
2)....................... Осуществление Анализ
Целеполагание Педагогическое взаи-модействие Выявление возникших отклонений
3)....................... Организация обратной связи Вычленение ошибок
Прогнозирование Регулирование и корри-гирование деятельности 4)..........................
Прогнозирование Проектирование мер по
Проектирование устранению ошибок
5)....................... в).............................
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы 1 II III IV
Ответы 1 1) основной; 2) организация; 3) диагностика; 4) анализ причин от-клонений; 5) планирование; 6) оперативный контроль
Контрольный тест
1. Что такое педагогический процесс?
2. Что представляет собой педагогический процесс как систе¬ма?
3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.
4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо¬вой?
5. Что означает целостность педагогического процесса?
6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес¬сов?
7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?
8. Как вы определите динамику педагогического процесса ?
9. Как развивается личность в педагогическом процессе?
10. Как управлять педагогическим процессом?
11. Дайте определение закономерности стимулирования.
12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и прак-тики в педагогическом процессе.
13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут¬ренней деятельности?
14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес¬кого процесса.
15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического про-цесса.
16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?
17. Что такое педагогическое взаимодействие?
18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?

Back to top Go down

Back to top


 
Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum