English For All

ТЕМА 5 ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Go down

default ТЕМА 5 ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Post by lola6 on Sat Mar 26, 2011 9:07 pm

ТЕМА 5
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
Цели воспитания
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштаб¬ных государственных программ — все-гда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания от¬носится к числу наибо-лее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практи¬ческой деятельности, каких результатов доби-ваться — можно назвать ключевыми.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспита-ния выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как ин¬дивидуальная, когда предполага-ется воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педа-гогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практиче-ском осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспи¬танием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспита¬ние стремилось к различным целям. Цель — определяю-щая ха¬рактеристика воспитательной системы. Именно цели и средст¬ва их достижения отличают одни системы от других.
В современном мире существует многообразие целей вос¬питания и со-ответствующих им воспитательных систем. Каж¬дая из этих систем характе-ризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации опре-деленных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незна¬чительных изменений отдельных качеств человека до карди¬нальных изменений его личности. Многообразие целей лиш¬ний раз подчеркивает ог-ромную сложность воспитания.
Как появляются цели воспитания? В их формировании на¬ходят отра-жение многие объективные причины. Закономерно¬сти физиологического со-зревания организма, психическое раз¬витие людей, достижения философской и педагогической мыс¬ли, уровень общественной культуры задают общую на-правлен¬ность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выра-женную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикры¬ваются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не су¬ществует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепле¬ние сложившихся общественных от-ношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.
Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль при¬служницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свиде-тельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отра¬жало волюнтаристские устремления политиканов, государ-ствен¬ные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах ан-тинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы — один из свежих примеров вечного торжества гуманистических це-лей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой го-сударственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независи-мости воспитания от политики и идеологии, вы¬ведения его целей из общече-ловеческих законов жизни, потреб¬ностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.
История педагогики — это длинная цепь зарождения, осу¬ществления и отмирания целей воспитания, а также осуще¬ствляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда за-данными, не су¬ществует и формально-абстрактных целей, одинаково при-годных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
История общественного развития подтверждает, что произ¬вольное вы-ведение целей воспитания недопустимо. При выбо¬ре, постановке и формули-ровке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономер-ности развития природы, общества, человека.
Установлено, что определение цели воспитания обусловле¬но рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку зако-номерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора — политики, идеологии государства важ-ное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исто¬рически назревшую потребность общества в подготовке под¬растающего по-коления к выполнению определенных обще¬ственных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предпола¬гаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желае-мое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитани-ем преобразовать жизнь людей. Но лишен¬ное объективности воспитание не выдерживает напора дей¬ствительности, удел его заранее предрешен.
Потребности общества определяются способом производ¬ства — уров-нем развития производительных сил и характером производственных отно-шений. Поэтому цель воспитания в ко¬нечном итоге всегда отражает достиг-нутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с измене-нием способа производства. Для подтверждения этой важной связи проана¬лизируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций, оп-ределяемых различными типами производствен¬ных отношений между людь-ми: первобытнообщинная, рабо¬владельческая, феодальная, капиталистиче-ская, посткапитали¬стическая.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной лов-ле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать сущест-вова¬ние людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. зна-ниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специ-альных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производ¬ства и цель воспитания находятся между собой в со-гласии.
При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные уч¬реждения, занимающиеся воспитани-ем. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей ра¬бовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждаю¬щихся искусст-вами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои госу¬дарства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний гос¬под. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уро¬вень развития производи-тельных сил, характер производствен¬ных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.
На примере античного воспитания видим также, что клас¬совый харак-тер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В со-ответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференциро-валось мировоззрение, формировалась психология.
При феодализме основные классы — феодалы и кре¬постные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференциро¬ванными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под от-крытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем боль¬шинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев на¬селения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз¬двоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, вы¬ражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.
Капиталистический строй характеризуется на¬личием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правя-щий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание сво¬им детям, что-бы они были в состоянии осуществлять управле¬ние государством, направ-лять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуа-лизм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На смену раннему (классическому) капитализму идет (при¬шел) разви-тый капиталистический строй, называемый постка¬питалистическим (рыноч-ным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития произ¬водственных и общественных отношений. В русле историческо¬го процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом спо-соб перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохра-няется.
Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития произво-дительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.
Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование ока¬зывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-техни¬ческого и социального прогресса, эконо-мические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практи¬ки, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспита¬телей, учителей и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания оп¬ределяется потребностями развития общества и зависит от спо¬соба производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической тео¬рии и практики, возможностей общества, учебных заведе-ний, учителей и учеников.
I. Заполните пропуски
Цель воспитания — это то, к чему воспитание стремится
Цель воспитания — это также......... решаемых воспитанием................... система задач
Выделяются....................................и ................................цели воспитания общие, индиви-дуальные
Определяющим фактором при по¬становке общей цели всегда явля¬ются ................................................... политика, идео-логия
II. Какие общие факторы влияют на постановку цели вос¬питания?
1. Требования родителей.
2. Потребности общества.
3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей.
4. Потребности производства.
5. Идеал человеческого воспитания.
6. Экономический уровень развития общества.
7. Требования христианских добродетелей.
8. Требования господствующего класса.
9. Способ производства.
10. Возможности учителей и воспитателей.
11. Физиологические и психологические возможности вос-питуемых.
12. Уровень цивилизованности общества.
13. Идеология и политика государства.
14. Уровень развития педагогической науки и практики.
15. Возможности учебно-воспитательных заведений.
Многообразие целей воспитания
Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, по¬служивших основанием для тех или иных формулировок целей.
Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в ан¬тичном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспи-тание добродетелей. Но что считать добродетелью — по этому вопросу их мнения рас¬ходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (вынос-ливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и мо-ральной чистоты.
Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспи¬тания. Эпиграфом со-чинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего госу-дарства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Ко-мен-ского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умствен¬ное воспитание), управление собой (нравственное воспита¬ние) и стремление к Богу (религиозное воспита-ние).
Английский философ и педагог Д ж. Л о к к считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмот¬рительно». Этот джентльмен должен быть, кро-ме того, че¬ловеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.
К. Гельвеции, французский материалист, утверждал, что в основу вос-питания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выра-жена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспита¬теля — «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан... здраво¬мыслящих и чувствующих людей... сформировать патрио¬тов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».
Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценно¬стей. Воспитание необходимо чело-веку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и сла-бым. За¬дача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремес¬ло, которо-му я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — согла-шаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего челове¬ком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в слу¬чае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни пе-ремещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, го¬ворит, что цель вос-питания — развить способности и даро¬вания человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармони¬ческое развитие сил и способностей человека».
Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога Э. К а н т а. На воспита¬ние Кант возлагал большие на-дежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню:
«Дети должны воспитываться не для настоящего, но для бу¬дущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечест-ва, и сообразно его общему назна¬чению». Последователь Канта немецкий пе-дагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчиво¬го ко всему заслу-живающему внимания, умеющего с поль¬зой работать для своего народа, че-ловека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».
Немецкий педагог И. Герба рт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспита¬ния — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отно¬шениям, уважающих установлен-ный правопорядок.
Русские социал-демократы предложили миру свое виде¬ние целей вос-питания. В. Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и ца¬ризмом. А. И. Герцен был убежден в том, что цель вос¬питания — подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с обществен¬ным злом. Н. Г. Чернышевский ставит перед воспи¬танием благородную цель — подготовить человека обще¬ственного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под ко-торым Н. Г. Чернышевский понимал своеоб¬разное сочетание личного с об-щественным.
«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий русский педагог К. Д. У ш и н с к и й, — что влияние нрав¬ственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение голо¬вы познаниями».
В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволю-ционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров сле-дующим об¬разом определяет цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания,
как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживается и другой известный рус¬ский дореволюционный пе-дагог — М. Д емков. «Громад¬ную роль в жизни людей, — писал он, — игра-ют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во мно¬гом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепле¬ние их влияния со-ставляет задачу нравственно-религиозно¬го воспитания». Народность — важ-ное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколе-ние надо воспитывать для общества. «Создать сво¬бодных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его ка¬чество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным культурным».
Цели воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспита¬ния, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую форму¬лировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в ан¬тичные философские учения. В разное время в понятие всесто¬роннего гармо-нического развития вкладывается различный смысл.
Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Мон-тень в со-держание всестороннего развития включали культ те¬лесной красоты, насла-ждение искусством, музыкой, литерату¬рой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мо¬ра, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея все¬стороннего гармонического развития приобретает иную на¬правленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соеди-нения воспи¬тания с трудом. Французские просветители XVHI в. К. Гельве¬ции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего раз-вития умственное и нравственное совершен¬ство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Бе¬линский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всесто¬роннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и по¬литического гнета.
Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунисти-ческом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при комму¬низме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общест-венного производства человечество достигнет высокого уровня развития, ко-гда не будет существен¬ных различий между умственным и физическим тру-дом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.
К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что буду¬щее челове-чества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед револю¬ционным пролетариатом важнейшую зада-чу — бороться за но¬вые требования в области воспитания и образования, за новую систему народного образования. «Коммунисты не выдумывают влия-ния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вы-рывают его из-под влияния господствующего класса», — писал К.Маркс1.
Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично¬сти — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной шко-лы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы все¬стороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-преж¬нему остается идеалом, к достижению которого с учетом допу¬щенных ошибок будет стре-миться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне дос-тижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной шко¬лы — способ-ствовать умственному, нравственному, эмоциональ¬ному и физическому раз-витию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формиро-вать гуманистические отно¬шения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви¬дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Уста¬новка на развитие личности растущего человека придает «чело¬веческое измерение» таким целям школы, как выработка у мо¬лодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократи¬ческом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, нацио¬нальную систему вос-питания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только раз¬вив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностя¬ми, которые стоят перед личностью и обществом.
Совершенный человек — наивысшая цель воспитания, идеал, к кото-рому должно стремиться воспитание. Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием не¬совершенства человеческой природы. Цель об-щества со¬стоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей. Это соответствует природе человека как обществен¬ного существа, стремяще-гося к самоутверждению, проявле¬нию всех своих природных задатков и спо-собностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, — всесторонне развивать все свои способности.
Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоста-вить этому идеалу? При каких условиях может быть поставлена и достигнута эта цель?
Законы воспитания, убеждаемся еще раз, действуют не¬умолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их осуществ-ления еще не созданы усло¬вия, неизбежны ошибки, приводящие к отступле-нию или даже полному отказу от намеченных задач.
III. Какую цель воспитания ставит современная общеобразовательная школа? Определите неправильный ответ.
1. Способствовать умственному, нравственному, эмоцио¬нальному и физическому развитию личности.
2. Раскрывать творческие возможности человека.
3. Формировать основанное на общечеловеческих ценно¬стях коммуни-стическое мировоззрение.
4. Развивать гуманистические отношения.
5. Обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи воспитания
Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пе¬ресмотр и пе-реориентацию целей воспитания, породила мно¬жество противоречий в опре-делении конкретных задач воспи¬тания. Эти противоречия не только не уст-ранены, но стали еще острее. Поэтому нам придется рассматривать как тра-дици¬онные для бывшей социалистической школы задачи, так и но¬вые, вы-званные к жизни перестроечными процессами, приня¬тыми концепцией и на-циональной (федеральной) программой развития образования в стране.
Традиционными составными частями воспитания называют умствен-ное, физическое, трудовое и политехническое, нрав¬ственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделя¬ются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой зна¬ний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных зна¬ний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоз¬зрение — это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Мировоззрение — это могучее орудие в твор¬ческой, преобразующей деятельности человека. Оно предпола¬гает глу-бокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти яв¬ления и определять свое отношение к ним: умение сознатель¬но строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует разви¬тию логиче-ского мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания сле-дующие:
• усвоение определенного объема научных знаний;
• формирование научного мировоззрения;
• развитие умственных сил, способностей и дарований;
• развитие познавательных интересов;
• формирование познавательной активности;
• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подго¬товки.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важ¬нейшей зада-чи школы сомнению не подвергается. Протест уче¬ников, учителей, родите-лей, широкой общественности вызыва¬ет направленность умственного воспи-тания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие лично-сти, а на ус¬воение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образова¬ния иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта раз-личных форм и видов деятельности, эмоцио¬нально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.
Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на излишнюю идеологиза¬цию образования, деформа-цию в угоду правящим партиям ис¬тинного содержания научных знаний, уво-дящую молодые умы в субъективизм идеологических противоборств и поли-тических амбиций. Большинство педагогов требуют постоянного обнов¬ления направленности образования с учетом быстро изменяю¬щейся жизни и посто-янно обновляющихся потребностей обще¬ства и личности.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поко-ления, способного с высо¬кой производительностью трудиться на предпри-ятиях, перено¬сить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у моло¬дежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудо¬вой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
• повышение умственной и физической работоспособности;
• развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
• обучение новым видам движений;
• развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносли-вости и других);
• формирование гигиенических навыков;
• воспитание нравственных качеств (смелости, настойчи¬вости, реши-тельности, дисциплинированности, ответственно¬сти, коллективизма);
• формирование потребности в постоянных и систематиче¬ских заняти-ях физкультурой и спортом;
• развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость се-бе и окружающим.
Систематическое физическое воспитание начинается с до¬школьного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным до-полнением к урокам физкультуры слу¬жат разнообразные формы внеклассной и внешкольной рабо¬ты. Физическое воспитание тесно связано с другими со-ставными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу форми¬рования всесторонне гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не уме¬ющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знания¬ми об окружающем его произ-водстве, производственных отно¬шениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое на¬чало воспитания — важный, проверенный веками прин-цип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные от-ношения, изучаются орудия труда и спосо¬бы их использования. Труд в про-цессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творчес¬кого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой дея¬тельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый ком¬понент об-щего образования, в значительной мере центрирую¬щий общеобразователь-ный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эс-тетического воспитания.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основ-ными принципами всех производств, усвоение знаний о современных произ-водственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способно-стей, нового эко¬номического мышления, изобретательности, начал предпри-ни¬мательства. Правильно поставленное политехническое образо¬вание разви-вает трудолюбие, дисциплинированность, ответ¬ственность, готовит к осоз-нанному выбору профессии.
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производи-тельный труд, т. е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд ха¬рактеризуется:
1) материальным результатом;
2) организацией;
3) включением в систему трудовых отношений всего общества;
4) материальным вознаграждением.
Несомненно, с организацией производительного труда школа испыты-вает большие трудности, причем эти трудности в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличивают-ся. В школах продол¬жает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образова¬ния. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенден¬циями современного производст-ва, потребностями, интереса¬ми, запросами школьников. Воспитательное зна-чение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.
Перестройка школы потребовала эффективного решения за¬дач трудо-вого воспитания. Труд в школе, в том числе и познава¬тельный, должен пред-ставлять собой целенаправленную, ос¬мысленную, разнообразную деятель-ность, имеющую личност¬ную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни но¬вые нестандарт-ные подходы, включающие целый ряд альтерна¬тив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрас-четные предпри¬ятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осу¬ществляется дифференциация трудового образования, улучша¬ется матери-альная база, вводятся новые учебные курсы.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают истори¬чески сло-жившиеся нормы и правила поведения человека, оп¬ределяющие его отноше-ние к обществу, труду, людям. Нрав¬ственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать Глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание реша¬ет такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведе¬ния, соответствующих нормам обще-ства.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хо¬рошо, что плохо, что справед-ливо, что несправедливо. Нрав¬ственные понятия и суждения переходят в убеждения и прояв¬ляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и дей¬ствия — определяющий критерий нравственного развития лич¬ности. Нравственные чувства — это переживания своего отно¬шения к нравствен-ным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несо-ответствием его поведения тре¬бованиям общественной морали. Чувства по-буждают к преодо¬лению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания подрастающего поко¬ления лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, вырабо-танные людьми в процессе истори¬ческого развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непрехо¬дящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоин¬ство, гуманизм, бес-корыстие, трудолюбие, уважение к стар¬шим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, зако¬нам, Конституции, честное и добросовестное отношение к тру¬ду, патрио-тизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происхо¬дящим в стране, социальную активность, милосердие.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базо¬вый ком-понент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эсте-тического воспитания ус¬ловно можно разделить на две группы — приобре-тение теоре¬тических знаний и формирование практических умений. Пер¬вая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вто-рая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобще-ния:
• формирование эстетических знаний;
• воспитание эстетической культуры;
• овладение эстетическим и культурным наследием про¬шлого;
• формирование эстетического отношения к действитель¬ности;
• развитие эстетических чувств;
• приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
• развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам кра-соты;
• формирование эстетического идеала;
• формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, де-лах, поступках, внешнем виде.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполага¬ют актив-ное участие каждого воспитанника в созидании пре¬красного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творче-ских объединениях, группах, студиях и т. п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не со¬ответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция об¬щего среднего образования и федераль-ная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качест-ва эстети¬ческого воспитания. Стройное здание эстетического воспита¬ния, ко-торое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искус-ства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образова-тельном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и кра-соты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
I IV. Установите, в каких позициях сформулированы:
а) общая цель воспитания в современной школе;
б) составные части воспитания;
в) конкретные задачи воспитания.
1. Гуманизация воспитания.
2. Гуманитаризация воспитания.
3. Трудовое воспитание и политехническое образование.
4. Эстетическое воспитание.
5. Всестороннее и гармоническое развитие личности.
6. Умственное воспитание.
7. Атеистическое воспитание.
8. Идейно-политическое воспитание.
9. Физическое воспитание.
10. Демократизация воспитания.
11. Нравственное воспитание.
12. Экологическое воспитание.
13. Восп

Back to top Go down

Back to top


 
Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum