English For All
Latest topics
» (pthc Pedo) 2007 Tara 8 - ( , , , ) Rar Rar 1
Yesterday at 5:19 am by mardarce

» Labview 8.2 Free Download
Tue Oct 21, 2014 8:02 am by mardarce

» Labview 8.2 Free Download
Tue Oct 21, 2014 8:00 am by mardarce

» Windows 7 Starter 32 Bit Ita Torrent
Mon Oct 20, 2014 11:08 pm by mardarce

» Windows 7 Starter 32 Bit Ita Torrent
Mon Oct 20, 2014 11:05 pm by mardarce

» Wic Reset Key
Mon Oct 20, 2014 2:56 pm by mardarce

» Psp Type B Driver 64 Bit
Mon Oct 20, 2014 2:47 pm by mardarce

» Dad Fuck 13 Year Old Daughter
Sun Oct 19, 2014 10:09 pm by mardarce

» Nero 2013 Full Service Pack 2 Free Download
Sat Oct 18, 2014 3:27 pm by mardarce

Labview 8.2 Free Download

Tue Oct 21, 2014 8:01 am by mardarce




Labview 8.2 Free Download > tinyurl.com/nu646f6


























































Comments: 1

Labview 8.2 Free Download

Tue Oct 21, 2014 8:00 am by mardarce




Labview 8.2 Free Download > tinyurl.com/nu646f6


























































Comments: 0

Nero 2013 Full Service Pack 2 Free Download

Sat Oct 18, 2014 3:25 pm by mardarce




Nero 2013 Full Service Pack 2 Free Download > tinyurl.com/la8y26a



















































office 2010 blue edition download
http://nightshadowsforums.forumotion.com/t218-bokep-3gp-papua-3 bokep 3gp papua 3

cadence spb orcad pspice schematics 16.6 silent install
keygen pdf architect pro-adds
solution …

Comments: 1


ТЕМА 5 ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

View previous topic View next topic Go down

default ТЕМА 5 ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Post by lola6 on Sat Mar 26, 2011 9:07 pm

ТЕМА 5
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
Цели воспитания
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштаб¬ных государственных программ — все-гда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания от¬носится к числу наибо-лее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практи¬ческой деятельности, каких результатов доби-ваться — можно назвать ключевыми.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспита-ния выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как ин¬дивидуальная, когда предполага-ется воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педа-гогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практиче-ском осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспи¬танием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспита¬ние стремилось к различным целям. Цель — определяю-щая ха¬рактеристика воспитательной системы. Именно цели и средст¬ва их достижения отличают одни системы от других.
В современном мире существует многообразие целей вос¬питания и со-ответствующих им воспитательных систем. Каж¬дая из этих систем характе-ризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации опре-деленных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незна¬чительных изменений отдельных качеств человека до карди¬нальных изменений его личности. Многообразие целей лиш¬ний раз подчеркивает ог-ромную сложность воспитания.
Как появляются цели воспитания? В их формировании на¬ходят отра-жение многие объективные причины. Закономерно¬сти физиологического со-зревания организма, психическое раз¬витие людей, достижения философской и педагогической мыс¬ли, уровень общественной культуры задают общую на-правлен¬ность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выра-женную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикры¬ваются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не су¬ществует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепле¬ние сложившихся общественных от-ношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.
Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль при¬служницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свиде-тельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отра¬жало волюнтаристские устремления политиканов, государ-ствен¬ные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах ан-тинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы — один из свежих примеров вечного торжества гуманистических це-лей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой го-сударственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независи-мости воспитания от политики и идеологии, вы¬ведения его целей из общече-ловеческих законов жизни, потреб¬ностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.
История педагогики — это длинная цепь зарождения, осу¬ществления и отмирания целей воспитания, а также осуще¬ствляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда за-данными, не су¬ществует и формально-абстрактных целей, одинаково при-годных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
История общественного развития подтверждает, что произ¬вольное вы-ведение целей воспитания недопустимо. При выбо¬ре, постановке и формули-ровке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономер-ности развития природы, общества, человека.
Установлено, что определение цели воспитания обусловле¬но рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку зако-номерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора — политики, идеологии государства важ-ное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исто¬рически назревшую потребность общества в подготовке под¬растающего по-коления к выполнению определенных обще¬ственных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предпола¬гаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желае-мое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитани-ем преобразовать жизнь людей. Но лишен¬ное объективности воспитание не выдерживает напора дей¬ствительности, удел его заранее предрешен.
Потребности общества определяются способом производ¬ства — уров-нем развития производительных сил и характером производственных отно-шений. Поэтому цель воспитания в ко¬нечном итоге всегда отражает достиг-нутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с измене-нием способа производства. Для подтверждения этой важной связи проана¬лизируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций, оп-ределяемых различными типами производствен¬ных отношений между людь-ми: первобытнообщинная, рабо¬владельческая, феодальная, капиталистиче-ская, посткапитали¬стическая.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной лов-ле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать сущест-вова¬ние людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. зна-ниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специ-альных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производ¬ства и цель воспитания находятся между собой в со-гласии.
При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные уч¬реждения, занимающиеся воспитани-ем. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей ра¬бовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждаю¬щихся искусст-вами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои госу¬дарства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний гос¬под. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уро¬вень развития производи-тельных сил, характер производствен¬ных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.
На примере античного воспитания видим также, что клас¬совый харак-тер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В со-ответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференциро-валось мировоззрение, формировалась психология.
При феодализме основные классы — феодалы и кре¬постные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференциро¬ванными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под от-крытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем боль¬шинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев на¬селения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз¬двоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, вы¬ражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.
Капиталистический строй характеризуется на¬личием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правя-щий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание сво¬им детям, что-бы они были в состоянии осуществлять управле¬ние государством, направ-лять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуа-лизм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На смену раннему (классическому) капитализму идет (при¬шел) разви-тый капиталистический строй, называемый постка¬питалистическим (рыноч-ным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития произ¬водственных и общественных отношений. В русле историческо¬го процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом спо-соб перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохра-няется.
Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития произво-дительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.
Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование ока¬зывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-техни¬ческого и социального прогресса, эконо-мические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практи¬ки, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспита¬телей, учителей и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания оп¬ределяется потребностями развития общества и зависит от спо¬соба производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической тео¬рии и практики, возможностей общества, учебных заведе-ний, учителей и учеников.
I. Заполните пропуски
Цель воспитания — это то, к чему воспитание стремится
Цель воспитания — это также......... решаемых воспитанием................... система задач
Выделяются....................................и ................................цели воспитания общие, индиви-дуальные
Определяющим фактором при по¬становке общей цели всегда явля¬ются ................................................... политика, идео-логия
II. Какие общие факторы влияют на постановку цели вос¬питания?
1. Требования родителей.
2. Потребности общества.
3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей.
4. Потребности производства.
5. Идеал человеческого воспитания.
6. Экономический уровень развития общества.
7. Требования христианских добродетелей.
8. Требования господствующего класса.
9. Способ производства.
10. Возможности учителей и воспитателей.
11. Физиологические и психологические возможности вос-питуемых.
12. Уровень цивилизованности общества.
13. Идеология и политика государства.
14. Уровень развития педагогической науки и практики.
15. Возможности учебно-воспитательных заведений.
Многообразие целей воспитания
Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, по¬служивших основанием для тех или иных формулировок целей.
Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в ан¬тичном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспи-тание добродетелей. Но что считать добродетелью — по этому вопросу их мнения рас¬ходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (вынос-ливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и мо-ральной чистоты.
Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспи¬тания. Эпиграфом со-чинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего госу-дарства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Ко-мен-ского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умствен¬ное воспитание), управление собой (нравственное воспита¬ние) и стремление к Богу (религиозное воспита-ние).
Английский философ и педагог Д ж. Л о к к считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмот¬рительно». Этот джентльмен должен быть, кро-ме того, че¬ловеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.
К. Гельвеции, французский материалист, утверждал, что в основу вос-питания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выра-жена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспита¬теля — «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан... здраво¬мыслящих и чувствующих людей... сформировать патрио¬тов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».
Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценно¬стей. Воспитание необходимо чело-веку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и сла-бым. За¬дача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремес¬ло, которо-му я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — согла-шаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего челове¬ком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в слу¬чае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни пе-ремещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, го¬ворит, что цель вос-питания — развить способности и даро¬вания человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармони¬ческое развитие сил и способностей человека».
Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога Э. К а н т а. На воспита¬ние Кант возлагал большие на-дежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню:
«Дети должны воспитываться не для настоящего, но для бу¬дущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечест-ва, и сообразно его общему назна¬чению». Последователь Канта немецкий пе-дагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчиво¬го ко всему заслу-живающему внимания, умеющего с поль¬зой работать для своего народа, че-ловека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».
Немецкий педагог И. Герба рт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспита¬ния — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отно¬шениям, уважающих установлен-ный правопорядок.
Русские социал-демократы предложили миру свое виде¬ние целей вос-питания. В. Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и ца¬ризмом. А. И. Герцен был убежден в том, что цель вос¬питания — подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с обществен¬ным злом. Н. Г. Чернышевский ставит перед воспи¬танием благородную цель — подготовить человека обще¬ственного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под ко-торым Н. Г. Чернышевский понимал своеоб¬разное сочетание личного с об-щественным.
«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий русский педагог К. Д. У ш и н с к и й, — что влияние нрав¬ственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение голо¬вы познаниями».
В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволю-ционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров сле-дующим об¬разом определяет цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания,
как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживается и другой известный рус¬ский дореволюционный пе-дагог — М. Д емков. «Громад¬ную роль в жизни людей, — писал он, — игра-ют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во мно¬гом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепле¬ние их влияния со-ставляет задачу нравственно-религиозно¬го воспитания». Народность — важ-ное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколе-ние надо воспитывать для общества. «Создать сво¬бодных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его ка¬чество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным культурным».
Цели воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспита¬ния, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую форму¬лировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в ан¬тичные философские учения. В разное время в понятие всесто¬роннего гармо-нического развития вкладывается различный смысл.
Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Мон-тень в со-держание всестороннего развития включали культ те¬лесной красоты, насла-ждение искусством, музыкой, литерату¬рой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мо¬ра, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея все¬стороннего гармонического развития приобретает иную на¬правленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соеди-нения воспи¬тания с трудом. Французские просветители XVHI в. К. Гельве¬ции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего раз-вития умственное и нравственное совершен¬ство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Бе¬линский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всесто¬роннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и по¬литического гнета.
Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунисти-ческом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при комму¬низме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общест-венного производства человечество достигнет высокого уровня развития, ко-гда не будет существен¬ных различий между умственным и физическим тру-дом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.
К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что буду¬щее челове-чества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед револю¬ционным пролетариатом важнейшую зада-чу — бороться за но¬вые требования в области воспитания и образования, за новую систему народного образования. «Коммунисты не выдумывают влия-ния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вы-рывают его из-под влияния господствующего класса», — писал К.Маркс1.
Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично¬сти — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной шко-лы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы все¬стороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-преж¬нему остается идеалом, к достижению которого с учетом допу¬щенных ошибок будет стре-миться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне дос-тижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной шко¬лы — способ-ствовать умственному, нравственному, эмоциональ¬ному и физическому раз-витию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формиро-вать гуманистические отно¬шения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви¬дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Уста¬новка на развитие личности растущего человека придает «чело¬веческое измерение» таким целям школы, как выработка у мо¬лодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократи¬ческом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, нацио¬нальную систему вос-питания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только раз¬вив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностя¬ми, которые стоят перед личностью и обществом.
Совершенный человек — наивысшая цель воспитания, идеал, к кото-рому должно стремиться воспитание. Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием не¬совершенства человеческой природы. Цель об-щества со¬стоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей. Это соответствует природе человека как обществен¬ного существа, стремяще-гося к самоутверждению, проявле¬нию всех своих природных задатков и спо-собностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, — всесторонне развивать все свои способности.
Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоста-вить этому идеалу? При каких условиях может быть поставлена и достигнута эта цель?
Законы воспитания, убеждаемся еще раз, действуют не¬умолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их осуществ-ления еще не созданы усло¬вия, неизбежны ошибки, приводящие к отступле-нию или даже полному отказу от намеченных задач.
III. Какую цель воспитания ставит современная общеобразовательная школа? Определите неправильный ответ.
1. Способствовать умственному, нравственному, эмоцио¬нальному и физическому развитию личности.
2. Раскрывать творческие возможности человека.
3. Формировать основанное на общечеловеческих ценно¬стях коммуни-стическое мировоззрение.
4. Развивать гуманистические отношения.
5. Обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи воспитания
Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пе¬ресмотр и пе-реориентацию целей воспитания, породила мно¬жество противоречий в опре-делении конкретных задач воспи¬тания. Эти противоречия не только не уст-ранены, но стали еще острее. Поэтому нам придется рассматривать как тра-дици¬онные для бывшей социалистической школы задачи, так и но¬вые, вы-званные к жизни перестроечными процессами, приня¬тыми концепцией и на-циональной (федеральной) программой развития образования в стране.
Традиционными составными частями воспитания называют умствен-ное, физическое, трудовое и политехническое, нрав¬ственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделя¬ются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой зна¬ний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных зна¬ний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоз¬зрение — это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Мировоззрение — это могучее орудие в твор¬ческой, преобразующей деятельности человека. Оно предпола¬гает глу-бокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти яв¬ления и определять свое отношение к ним: умение сознатель¬но строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует разви¬тию логиче-ского мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания сле-дующие:
• усвоение определенного объема научных знаний;
• формирование научного мировоззрения;
• развитие умственных сил, способностей и дарований;
• развитие познавательных интересов;
• формирование познавательной активности;
• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подго¬товки.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важ¬нейшей зада-чи школы сомнению не подвергается. Протест уче¬ников, учителей, родите-лей, широкой общественности вызыва¬ет направленность умственного воспи-тания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие лично-сти, а на ус¬воение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образова¬ния иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта раз-личных форм и видов деятельности, эмоцио¬нально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.
Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на излишнюю идеологиза¬цию образования, деформа-цию в угоду правящим партиям ис¬тинного содержания научных знаний, уво-дящую молодые умы в субъективизм идеологических противоборств и поли-тических амбиций. Большинство педагогов требуют постоянного обнов¬ления направленности образования с учетом быстро изменяю¬щейся жизни и посто-янно обновляющихся потребностей обще¬ства и личности.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поко-ления, способного с высо¬кой производительностью трудиться на предпри-ятиях, перено¬сить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у моло¬дежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудо¬вой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
• повышение умственной и физической работоспособности;
• развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
• обучение новым видам движений;
• развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносли-вости и других);
• формирование гигиенических навыков;
• воспитание нравственных качеств (смелости, настойчи¬вости, реши-тельности, дисциплинированности, ответственно¬сти, коллективизма);
• формирование потребности в постоянных и систематиче¬ских заняти-ях физкультурой и спортом;
• развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость се-бе и окружающим.
Систематическое физическое воспитание начинается с до¬школьного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным до-полнением к урокам физкультуры слу¬жат разнообразные формы внеклассной и внешкольной рабо¬ты. Физическое воспитание тесно связано с другими со-ставными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу форми¬рования всесторонне гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного воспитанного человека, не уме¬ющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знания¬ми об окружающем его произ-водстве, производственных отно¬шениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое на¬чало воспитания — важный, проверенный веками прин-цип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные от-ношения, изучаются орудия труда и спосо¬бы их использования. Труд в про-цессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творчес¬кого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой дея¬тельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый ком¬понент об-щего образования, в значительной мере центрирую¬щий общеобразователь-ный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эс-тетического воспитания.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основ-ными принципами всех производств, усвоение знаний о современных произ-водственных процессах и отношениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способно-стей, нового эко¬номического мышления, изобретательности, начал предпри-ни¬мательства. Правильно поставленное политехническое образо¬вание разви-вает трудолюбие, дисциплинированность, ответ¬ственность, готовит к осоз-нанному выбору профессии.
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производи-тельный труд, т. е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд ха¬рактеризуется:
1) материальным результатом;
2) организацией;
3) включением в систему трудовых отношений всего общества;
4) материальным вознаграждением.
Несомненно, с организацией производительного труда школа испыты-вает большие трудности, причем эти трудности в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличивают-ся. В школах продол¬жает преобладать утилитарный учебно-производственный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образова¬ния. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенден¬циями современного производст-ва, потребностями, интереса¬ми, запросами школьников. Воспитательное зна-чение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным.
Перестройка школы потребовала эффективного решения за¬дач трудо-вого воспитания. Труд в школе, в том числе и познава¬тельный, должен пред-ставлять собой целенаправленную, ос¬мысленную, разнообразную деятель-ность, имеющую личност¬ную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни но¬вые нестандарт-ные подходы, включающие целый ряд альтерна¬тив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрас-четные предпри¬ятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осу¬ществляется дифференциация трудового образования, улучша¬ется матери-альная база, вводятся новые учебные курсы.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают истори¬чески сло-жившиеся нормы и правила поведения человека, оп¬ределяющие его отноше-ние к обществу, труду, людям. Нрав¬ственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать Глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание реша¬ет такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведе¬ния, соответствующих нормам обще-ства.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хо¬рошо, что плохо, что справед-ливо, что несправедливо. Нрав¬ственные понятия и суждения переходят в убеждения и прояв¬ляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и дей¬ствия — определяющий критерий нравственного развития лич¬ности. Нравственные чувства — это переживания своего отно¬шения к нравствен-ным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несо-ответствием его поведения тре¬бованиям общественной морали. Чувства по-буждают к преодо¬лению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания подрастающего поко¬ления лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, вырабо-танные людьми в процессе истори¬ческого развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непрехо¬дящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоин¬ство, гуманизм, бес-корыстие, трудолюбие, уважение к стар¬шим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, зако¬нам, Конституции, честное и добросовестное отношение к тру¬ду, патрио-тизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происхо¬дящим в стране, социальную активность, милосердие.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базо¬вый ком-понент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эсте-тического воспитания ус¬ловно можно разделить на две группы — приобре-тение теоре¬тических знаний и формирование практических умений. Пер¬вая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вто-рая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобще-ния:
• формирование эстетических знаний;
• воспитание эстетической культуры;
• овладение эстетическим и культурным наследием про¬шлого;
• формирование эстетического отношения к действитель¬ности;
• развитие эстетических чувств;
• приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
• развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам кра-соты;
• формирование эстетического идеала;
• формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, де-лах, поступках, внешнем виде.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполага¬ют актив-ное участие каждого воспитанника в созидании пре¬красного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творче-ских объединениях, группах, студиях и т. п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не со¬ответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция об¬щего среднего образования и федераль-ная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качест-ва эстети¬ческого воспитания. Стройное здание эстетического воспита¬ния, ко-торое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искус-ства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образова-тельном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и кра-соты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
I IV. Установите, в каких позициях сформулированы:
а) общая цель воспитания в современной школе;
б) составные части воспитания;
в) конкретные задачи воспитания.
1. Гуманизация воспитания.
2. Гуманитаризация воспитания.
3. Трудовое воспитание и политехническое образование.
4. Эстетическое воспитание.
5. Всестороннее и гармоническое развитие личности.
6. Умственное воспитание.
7. Атеистическое воспитание.
8. Идейно-политическое воспитание.
9. Физическое воспитание.
10. Демократизация воспитания.
11. Нравственное воспитание.
12. Экологическое воспитание.
13. Восп

Back to top Go down

View previous topic View next topic Back to top


Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum