English For All

ТЕМА 4 ВОЗРАСТНЫЕ И ИВДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗ-ВИТИЯ Возрастная периодизация

View previous topic View next topic Go down

default ТЕМА 4 ВОЗРАСТНЫЕ И ИВДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗ-ВИТИЯ Возрастная периодизация

Post by lola6 on Sat Mar 26, 2011 8:56 pm

ТЕМА 4
ВОЗРАСТНЫЕ И ИВДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗ-ВИТИЯ
Возрастная периодизация
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с воз¬растом приходит мудрость, накап-ливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес¬кого, психического и социального развития. Разумеется, это со¬ответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие кон¬кретного че-ловека может отклоняться в ту или другую сторону.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в да-леком прошлом делали попытки классифицировать пе¬риоды человеческой жизни, знание которых несет важную ин¬формацию для посвященных. Есть целый ряд разработок перио¬дизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви¬тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем чис-ло предложенных периодизаций достигло нескольких де¬сятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опира-лась бы только на один кри¬терий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периоди¬зации, которая сейчас признается большинством педагогов.
Периодизация основывается на выделении возрастных осо¬бенностей. Возрастными особенностями называются характер¬ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества. Сущность возрастных особенно¬стей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а за-тем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совер-шаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духов¬ное развитие человека тесно связаны меж-ду собой, то соответ¬ствующие возрасту изменения наступают и в психиче-ской сфе¬ре. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологиче-ское, социальное созревание, проявляется возрастная ди¬намика духовного развития личности. Это и служит естествен¬ной основой для выделения по-следовательных этапов челове¬ческого развития и составления возрастной пе-риодизации.
Полные периодизации развития охватывают всю человечес¬кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную науч-ную область. Для педаго¬гики школы наибольший интерес представляет пе-риодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.
В современной науке приняты следующие периодизации детского воз-раста:
Психологическая Педагогическая
1. Пренатальный период 1. Младенчество (1 год жизни)
2. Период новорожденное (до 6 не-дель жизни) 2. Предцошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
3. Грудной период (до 1 года) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
4. Ползунковый возраст (1-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года)
5 Дошкольный возраст (3-6 лет) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6 Школьный возраст (6-11 лет) 4. Младший школьный возраст (6-10 лет)
7. Пубертатный период (11-15 лет) 5. Средний школьный возраст (10-15 лет)
8. Юношеский период (15-20 лет) 6. Старший школьный возраст (15-18 лет)
Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди¬зации состав-ляют стадии физического и психического разви¬тия, с одной стороны, и усло-вия, в которых протекает воспита¬ние, с другой.
Если объективно существуют этапы биологического созре¬вания орга-низма, его нервной системы и органов, а также свя¬занное с ним развитие по-знавательных сил, то разумно органи¬зованное воспитание должно приспо-сабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирова-ние или отри¬цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци¬альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообраз-ным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не бес-предельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик¬тует свою волю. Зако-номерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче¬те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответ¬ствовать возрастным этапам развития. Как в при-роде все про¬исходит в свое время, так и в воспитании все должно идти сво¬им чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного ус-воения истин, для понимания ко¬торых созрел его ум. «Все подлежащее ус-воению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла¬галось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А. Коменский.
Учет возрастных особенностей — один из основополагаю¬щих педаго-гических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован¬ные объемы занятости различными вида-ми труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно ре-шать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного мате-риала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель¬ности.
I. Заполните пропуски
Наблюдения показывают, что между возрастом и развитием человека су¬ществует............................................ связь зависимость
Чтобы правильно управлять процес¬сом развития, нужна классификация .........................человеческой жизни периодов
Возрастная периодизация основы¬вается на выделении возрастных особенностей
II. Заполните таблицу
Период Возраст
Младенчество От 1 до 3 лет
Младший школьный возраст От 5 до 6 лет
Средний школьный возраст От 15 до 17—18 лет
Акселерация
Отмечая условность и известную подвижность вьщеленных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселера-ции, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и от¬части психическое развитие в детском и подростковом возрас¬те. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созре¬ванием организма, психо-логи — с развитием психических фун¬кций, а педагоги — с духовным разви-тием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас¬согласованием процессов физиологического созревания орга¬низма и социа-лизацией личности. Педагогическая интерпрета¬ция акселерации представле-на на рис. 4.

Рис.4
До появления акселерации в 50—60-е гг. физическое и ду¬ховное разви-тие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тен¬денцию нормального физиологического и социального созрева¬ния. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опере-жать темпы умственного, психического, социального раз¬вития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быст-рее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллекту-альных, социаль¬ных, нравственных качеств. К тринадцати—пятнадцати го-дам у девочек, а к четырнадцати—шестнадцати годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном раз¬витии. Выросший организм требует удовлетво-рения всех «взрос¬лых» физиологических потребностей, в том числе половых, со¬циальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно про¬грессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводя¬щее к значи-тельным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основ-ные противоречия ак¬селерации, создавшей немало трудностей как для самих под¬ростков, не умеющих совладать с происходящими в них пере¬менами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитате¬лей. Если с чисто техниче-скими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, уче-ников одеждой и т. п. еще как-то справились, то в области нравственных по-следствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком рас¬пространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми выте-кающими отрицательными последствиями, пробле¬мы остались.
О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличи¬лась в среднем на 13—15 сантиметров, а вес — на 10—12 ки¬лограммов по сравнению с их сверстника-ми 50-х годов.
Среди основных причин акселерации назовем: общие тем¬пы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повы¬шение качества питания и медицинского обслуживания, улуч¬шение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие при-чины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как пока¬зывают опыты с растениями и животными, к ослаблению гено¬фонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, вле-кущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком-плексным воздействием многих факторов.
С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, тем-пы физиологического развития несколько упали.
III. Что такое акселерация? Выберите более точный, пол-1 ный ответ
1. Процесс активной деятельности личности.
2. Ускоренное формирование интеллектуальных сил лич¬ности.
3. Ускорение индивидуального развития человека.
4. Проявление настойчивости личности в достижении по¬ставленных задач.
5. Ускоренное физическое и психическое развитие лично¬сти в детском и подростковом возрасте.
Неравномерность развития
Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организо-вать эффективную учебно-воспита¬тельную деятельность. Практическая педа-гогика опирается на закономерности физического развития:
1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быст-рее и интенсивнее; по мере того, как человек стано¬вится старше, темп разви-тия замедляется.
2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды — быстрее, в другие — медленнее.
3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в це-лом части тела развиваются неравномерно и непро¬порционально.
С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди¬намике ко-торого также есть значительные колебания, обуслов¬ленные неравномерно-стью созревания нервной системы и раз¬вития психических функций. Иссле-дования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде все¬го в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре созна¬ния, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведе¬нии, уровне соци-ального развития. Духовное развитие подчиня¬ется ряду общих закономерно-стей.
1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявля-ется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.
Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.Н. Тол¬стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстоя¬ние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуще¬ствования до зародыша отделяет уже не пучина, а непо-стижи¬мость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что уче-ные впоследствии доказывали строгими научными ме¬тодами.
2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, да-же самых благоприятных условиях психические функ¬ции и свойства лично-сти, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благопри-ятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий име¬ют временный, преходящий характер.
3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность со-зревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свой-ства личности могут формироваться лишь на ос¬нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.
Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве¬денный природой для формирования этого качества. Если ре¬бенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное бу¬дет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других ка¬чествах — физических, психических, социальных, нравствен¬ных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, за¬держка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сен-зитив-ные периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нрав-ственных, социальных качеств (млад¬ший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до две-надцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения про-блем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть прие-мами творческого мышления на высоком уровне.
4. По мере развития психика человека и его духовные ка¬чества приоб-ретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и воз-можность компенсации. В этом прояв¬ляется сложнейшая диалектика челове-ческого развития: с од¬ной стороны, психическое развитие представляет со-бой посте¬пенное перерастание психических состояний в черты лично¬сти, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной сис¬темы основано действие воспитания. Пластичность также от¬крывает возможности компенсации: слабые психические функ¬ции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качест-вами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.
Для кого закон не писан
«Ах, эти мне «Wunderkinder»! Сколько я их встречал и сколько раз об-манулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вы¬растут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейер¬верк!..» Столь неодобритель-но отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.
Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ни-чем другим, кроме раннего проявления способ¬ностей в определенной облас-ти, от других нормальных де¬тей не отличаются. Одаренный ребенок на ре-шение тех за¬дач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше вре-мени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические за¬траты. На специальных испытаниях одаренные дети демон¬стрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.
Но, конечно, с обычной меркой подходить к вундеркинду все-таки нельзя. Попробуйте «приставить» ее хотя бы к че¬тырехлетнему первокласс-нику Саше Улановскому. Не подой¬дет! Незаурядные способности мальчика проявились очень рано, и ему в порядке исключения разрешено учиться в школе. В полтора года он знал всю азбуку, в три — прекрас¬но читал и счи-тал. У Саши — необычная память. Прочитав любой текст из букваря, он тут же дословно пересказывает его. Если даже весь класс затрудняется ответить на какой-то вопрос, выручит Саша.
Восьмилетняя ученица одной из ялтинских школ Ника Турбина сочи-няет стихи. Выберем один наугад из толстых альбомов юной поэтессы.
Рождение стихотворения
Тяжелы мои стихи,
Камни в гору.
Донесу их до скалы,
До упору.
Упаду лицом в траву,
Слез не хватит.
Разорву строку свою,
Стих заплачет.
Болью врежется в ладонь
Крапива.
Превратится горесть дня
Вся в слова.
Послушаем шестилетнего «расширителя проблем» Сашу Селезнева. «Расширитель проблем» — так сам Саша отве¬тил на вопрос: «Кто такой фи-лософ?» Музыкальные, мате¬матические, даже литературные дарования... — к ним уже привыкли. Но ребенок — философ?! Согласитесь, это не¬обычно.
Журналист Е. Глушаков подробным образом описал в «Комсомольской правде» свою беседу с мальчиком.
«Саша, что такое погода?» — задаю вопрос. Размышле¬ние длится две-три секунды: «Погода — это импульс приро¬ды». И, должно быть, опасаясь, что такое энергичное опре¬деление мне не понятно, добавляет: «Ну, понима-ешь, како¬ва атмосфера...» Спрашиваю дальше: «Что такое горе?» Саша мгно-венно отвечает: «То, чего нельзя поправить». К стремлению почувствовать границы Сашиных возможно¬стей начинает примешиваться желание услы-шать ответ на нечто для меня самого неясное: «Что такое душа?» Ответ по-детски безапелляционен: «Душа — главный орган чело¬веческого организма». — «Саша, а нравственность?» — «Свой идеал». — «Это, должно быть, в от-личие от морали, общественного идеала, — соображаю я и продолжаю спра¬шивать: — Теперь скажи, что такое совесть?» — «Совесть — это когда чело-век познает себя и то, что он делает». — «Что такое гордость?» — «Гордость — это когда человек выпячи¬вает себя больше, чем надо, и выдвигает себя за пределы своей жизни»...
Когда Сашу привезли в Москву и психологи проверили его интеллек-туальные способности по специальным тестам, ни¬чего особенно удивитель-ного в его развитии обнаружить не удалось. В экспериментах Саша показал высокую норму. Но только норму. Чуда не было.
Похоже, В. Блейк был прав:
Игрушкам детства — свой черед,
А зрелый опыт — поздний плод.
IV. Допишите окончания формулировок закономерностей развития
В молодом возрасте физическое раз¬витие человека идет........................, а в зрелом......................................... быстрее медленнее
Каждый орган человеческого тела развивается своим..........................., в целом части тела развиваются .........................и............................... темпом неравномерно
непропорционально
Чем ниже возраст человека, тем .................темп духовного развития, с возрастом темп духовного разви¬тия ................................ выше замедляется
Духовное развитие людей протекает неравномерно
В развитии человека существуют оп-тимальные сроки для формирова¬ния всех качеств, такие периоды на¬зываются ........................................... сензитивными
По мере развития человека его ду-ховные качества приобретают ..........................сохраняя при этом возможность...................................... устойчивость компенсации

Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем воз¬расте ре-бенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отноше-ниях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменя-ется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и от-ношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники пережи¬вают период второго округления: у них по сравнению с преды¬дущим возрастом замедля-ется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной сис-темы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы¬полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, ин-тенсивно развиваются функции больших полуша¬рий головного мозга, усили-вается аналитическая и синтетичес¬кая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увели-чивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменя-ется взаимоотношение процессов возбуждения и торможе¬ния: процесс тор-можения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь¬ники в высокой степени возбудимы. Повы-шается точность ра¬боты органов чувств. По сравнению с дошкольным воз-растом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мус-кульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леон-тьев).
Познавательная деятельность младшего школьника преиму¬щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное зна¬чение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, кото-рые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педа-гогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной дея¬тельности.
Восприятие младших школьников отличается неустойчи¬востью и неор-ганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством вос-при¬нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос¬приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси¬руются ярко выраженной эмоционально-стью восприятия. Опи¬раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни¬ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда¬тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляет-ся, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает орга-низованный характер.
Внимание младших школьников непроизвольно, недоста¬точно устой-чиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произволь-ном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мо¬тивацией уче-ния, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмо¬ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, зву-ками, ощущениями вообще», — напо¬минал учителям К.Д. Ушинский, призы-вая опираться на пер¬вых порах школьной работы на эти особенности детско-го мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле¬ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причин-но-следственных связей. В школь¬ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ре-бенок вступает с от¬носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ¬циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь осо-бенно велика роль школы, учителя. Ис¬следования показали, что при различ-ной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержа-ния и мето¬дов обучения, методики организации познавательной деятель¬ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения про¬является не только в том, что значительно обогащается словар¬ный запас ребенка, но прежде всего в приобретении ис-ключи¬тельно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
Большое значение в познавательной деятельности школь¬ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас¬тичностью, которая позволяет ему легко справ-ляться с задача¬ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до¬школьник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкрет¬ный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют рас¬порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон¬троля при заучи-вании, навыков самопроверки, знаний рацио¬нальной организации учебного труда.
Становление личности маленького школьника происходит под влияни-ем новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (однокласс-никами), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются эле-менты со¬циальных чувств, формируются навыки общественного поведе¬ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест¬во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо¬ставляет большие возможности для формирования нравствен¬ных качеств и положительных черт личности. По-датливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон¬ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, соз-дают благоприятные предпосылки для формирова¬ния высокоморальной лич-ности. Основы нравственного пове¬дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно ор-ганизованный, посильный для них производитель¬ный труд, значение которо-го в формировании социальных ка¬честв личности ни с чем не сравнимо. Ра-бота, которую выпол¬няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос¬лым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини¬циативность, само-деятельность, соревновательность самих ре¬бят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига¬тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра¬зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разно-стороннюю активность.
Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переход¬ный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъ¬емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга¬низма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская ха-рактеризо¬вала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем разви¬тии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружаю¬щих его людей.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у маль¬чиков за год отмечается прирост на 6—10 см, а у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (при¬бавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продол-жается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твер-дость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внут¬ренних органов не-равномерно, рост кровеносных сосудов от¬стает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 кубических сантимет¬ров. Дыхание под-ростка учащенное. Неравномерность физи¬ческого развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.
Характерная особенность подросткового возраста — поло¬вое созрева-ние организма. У девочек оно начинается с один¬надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные измене¬ния в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее рав¬новесие, вносит новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преоблада¬ют над процессами торможения, поэтому для подростков ха¬рактерна повышенная возбудимость.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и органи-зованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тон-костью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей по-верхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к на-блюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учеб¬ным материалом — характерная особенность учеников средне¬го школь-ного возраста.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явле¬нии. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яр-кому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспи¬тательного процесса, ко-гда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мысли-тельной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мыш-лению, изменяется соотноше¬ние между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на ав¬торитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мне¬ние, склонен к спорам и возраже-ниям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мыш¬ления. Чтобы не упустить возможности сензитивного пе-риода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные за¬дачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отли¬чительные черты, причинно-следственные зависимости.
Развитие мышления происходит в неразрывной связи с из¬менением ре-чи подростка. В ней заметна тенденция к правиль¬ным определениям, логиче-ским обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются пред-ложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выра¬зительной.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нрав¬ственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руково-дствуется в своем пове¬дении, еще не приобрели устойчивость, их легко раз-рушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организо¬ванному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависи¬мости от того, какой нравственный опыт приобретает подрос¬ток, будет складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном поведений подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бур-но, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психо¬логи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризи¬са. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Под-ростковый возраст называют даже возрас¬том катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к ду¬ховному миру, проявлению чувств подростков.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного воз¬раста — несогласован-ность убеждений, моральных идей и по¬нятий, с одной стороны, с поступка-ми, действиями, поведени¬ем, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складыва-ются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. На-ряду с положительно ориентированны¬ми качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны вы¬бирать своими кумирами сильных, мужественных, сме-лых лю¬дей. Притягательными могут для них стать не только книжные пира-ты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже ми-лиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независи-мость — под¬лостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов. Исследова¬ния показыва-ют заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки не осуж¬дают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
у К концу подросткового периода перед школьниками реаль¬но встает проблема выбора профессии. Большинство подрост¬ков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будуще-му. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безраз-личие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с тру¬дом в сфере мате-риального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важней-шая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нуж¬но глубоко осмыслить особенности развития и поведения совре¬менного подростка, уметь поставить себя на его место в слож¬нейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это вер¬ный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение под¬ростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школь¬ного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Де¬мократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведе¬ния — все это создает благоприятные условия для самовыраже¬ния подростка, от-стаивания значимых для него убеждений, вза¬имопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказать-ся на формирова¬нии нравственных и социальных качеств.
Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и око-стенение скелета, увеличивается мы¬шечная сила, ребята выдерживают боль-шие двигательные на¬грузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работа¬ют железы внутренней секреции. В старшем школьном возрас¬те за-канчивается первый период полового созревания. Усилен¬ная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подрост¬ка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Про¬должается функциональное развитие головного мозга и его выс¬шего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созре-ва¬ние организма.
Юношеский возраст — это период выработки мировоззре¬ния, убежде-ний, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутвер-ждения, бурного роста самосозна¬ния, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается харак-тер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бо¬яться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для обще¬ства, ни стеснять его свобод-ного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это вре-мя вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К.Д. Ушин-ский. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для ж

Back to top Go down

View previous topic View next topic Back to top


 
Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum