English For All

И.П.Подласый. Педагогика

View previous topic View next topic Go down

default И.П.Подласый. Педагогика

Post by lola6 on Sun Mar 13, 2011 6:54 pm

ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика — наука о воспитании
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — ди-тя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводи-тель». Педагогом в Древней Греции на¬зывали раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учи¬тельствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспиты-вать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возни¬кновению особой науки о воспитании детей. Теория очисти¬лась от конкрет-ных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее сущест-венные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до сере¬дины XX в. И только в последние десятилетия возникло пони¬мание того, что в квалифици-рованном педагогическом руко¬водстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспита¬нии человека. Понятие «вос-питание» здесь употребляется в са¬мом широком смысле, включая образова-ние, обучение, разви¬тие. Расширение пределов понятия «воспитание» всту-пает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в ми¬ровом педагогическом лексиконе все чаще употребляются но¬вые термины — «анд-рогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогоги-ка» (от греч. «антропос» — чело¬век и «аго» — вести).
Во все времена педагоги искали лучших путей помощи лю¬дям в ис-пользовании данных им природой возможностей, фор¬мировании новых ка-честв. Тысячелетиями по крохам накапли¬вались необходимые знания, одна за другой создавались, про¬верялись и отвергались педагогические системы, по-ка не оста¬лись самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и на¬ука о воспитании, главной задачей которой становится накоп¬ление, систематиза-ция научных знаний о воспитании человека.
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менде-леев пришел к выводу, что у каждой научной тео¬рии две основные и конеч-ные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и пе-дагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обуче-ния людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория во¬оружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогно¬зировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитатель¬ный процесс в различных условиях, оценивать его эффектив¬ность. Новейшие технологии обучения, образования и воспи¬тания, эффек-тивные методики также рождаются в педагогичес¬ких лабораториях.
При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исхо-дить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на опре¬деленном этапе исторического развития и есть воспитание, на¬правленность и уровень которого объективно отражают достиг¬нутый уровень развития общества. Несмотря на то что педаго¬гика за-нимается «вечными» проблемами, ее предмет конкре¬тен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учеб¬но-воспитательных учреждениях. Педа-гогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера¬тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образо-вания, обучения.
Источники развития педагогики: многовековой практичес¬кий опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традици¬ях, обычаях людей, на-родной педагогике; философские, об¬ществоведческие, педагогические и пси-хологические труды; те¬кущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт пе-дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Как контролировать себя
Самоконтроль «поджидает» нас после каждого ИБ. Для этого приме-няются различные задания. Наряду с «прямы¬ми» вопросами, требующими «прямых» ответов, будут предлагаться и вопросы, содержащие уже готовые альтер¬нативные ответы, из которых нужно выбрать правильный или пра-вильные. Проверить правильность своих ответов вы сможете, обратившись за помощью в конец главы. Не торо¬питесь выбирать первый попавшийся прав-доподобный от¬вет, не проанализировав внимательно все другие ответы. Пе-дагогика — коварная наука: одно слово, поставленное не к месту, способно существенно изменить смысл сказанного. Учитесь правильно и четко упот-реблять педагогические по¬нятия и термины.
I. Что такое педагогика? Из предложенных ответов вы¬берите правиль-ный, обосновав его достоверность.
1. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.
2. Педагогика — это наука о воспитании, образовании и обучении лю-дей.
3. Педагогика — это искусство воздействия воспитателя на воспитан-ника с целью формирования его мировоззрения.
4. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.
5. Педагогика — наука о воспитании человека.
II. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно опреде¬ляет сферу дей-ствия науки о воспитании?
1. Педагогика (от греч. «пайдос» — дитя — мальчик и «аго» — вести).
2. Андрогогика (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести).
3. Антропогогика (от греч. «антропос» — человек).
4. Антропология (от греч. «антропос» — человек и «ло¬гос» — наука).
5. Педология (от греч. «пайдос» —дитя и «логос» — наука).
III. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.
2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков зна-нием теории учебно-воспитательного про¬цесса.
3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
4. Изучение проблем образования и обучения людей в со¬временном мире.
5. Исследование человеческой природы.
Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты че-ловеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже сущест-вовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся от-раслей знания. Первичные обобщения, эм¬пирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосыл-ки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда обра¬зование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или мед¬леннее в зависимости от того, как в нем поставлено воспита¬ние подрастающих поколений. Появилась потребность в обоб¬щении опыта воспитания, в создании специальных учебно-вос¬питательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьез¬ные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения тео¬ретических начал. Все знания о природе, челове-ке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древне¬греческая фи-лософия. Виднейший ее представитель Демокрит (460—370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех облас¬тях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, пол-ны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспита-ние перестраивает человека и, преобразуя, создает при¬роду»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение выра-батывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были круп¬ные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связан-ные с воспитанием человека, форми¬рованием его личности. Доказав свою объективность и науч¬ную состоятельность на протяжении веков, эти поло-жения вы¬ступают в качестве аксиоматических начал педагогической на¬уки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педаго¬гической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и пе-дагога Марка Квинтилиана (35—96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыграв¬шая решаю-щую роль в духовном и физическом развитии лю¬дей. Народ создал ориги-нальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Гре¬ции, например, совершеннолетним считался толь-ко тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благода¬ря этой народной традиции страна была покрыта обильно пло¬доносящими мас-линовыми рощами.
В период средневековья церковь монополизировала духов¬ную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное рус¬ло. Зажатое в тисках тео-логии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направ-ленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись не-зыбле¬мые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Евро-пе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церк¬ви были образованные для своего времени философы, напри¬мер Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), Аквинат (1225—1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, пе¬дагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — че-ловек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466—1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378—1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в вели¬чественном храме философии. Только в XVII в. она выдели¬лась в самостоятельную нау-ку, оставаясь тысячами нитей свя¬занной с философией. Педагогика неотде-лима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются чело-веком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную сис-тему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Вели¬кая дидактика», вышедший в Амстер-даме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принци¬пы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой пе-дагогической теории. «В основе обу¬чения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучива¬ние чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необхо¬димо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»; необ-ходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педаго-га?
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педа¬гог Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспи¬тании» он излагает взгляды на воспи-тание джентльмена — че¬ловека уверенного в себе, сочетающего широкую образован¬ность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нрав-ственных убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вер-бализмом в педагогике вели французские материалисты и про¬светители XVIII в. Д.Дидро (1713—1784), К. Гельвеции (1715— 1771), П. Гольбах (1723-1789) и особен-но Ж.Ж. Руссо (1712— 1778). «Вещей! Вещей! — восклицал он. — Я никогда не пере¬стану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».
Демократические идеи французских просветителей во мно¬гом опреде-лили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песта-лоцци (1746—1827). «О, любимый на¬род! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдер-жал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) — крупная, но про¬тиворечивая фигура в истории педагогики. Кроме значитель¬ных теоретических обобще-ний в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспиты¬вающего обучения, система развивающих упражне-ний) извес¬тен работами, ставшими теоретической базой для введения дис-криминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
«Ничего не постоянно, кроме перемены», — учил выдаю¬щийся немец-кий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1886), занимав-шийся исследованием многих важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутрен¬не присущих всем педагогическим явлениям.
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Гер¬цена (1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), Н.А. Доб¬ролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н.И. Пирого-ва (1810—1881). Они выступили с резкой критикой со-словной школы и призывами коренного преобразования дела народного вос-питания.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871).
Учитель русских учителей
Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России — переворот в теории, рево¬люцию в педагогической практике. Ушинский разделил судь¬бу своих великих предшественников, испил, как и они, пол¬ную чашу гонений, преследований, зависти, травли. Удиви¬тельное постоянство обнаруживает судьба, когда захочет кого-то возвеличить: высо-кие помыслы сочетает со слабым здоровьем, в хилом теле поселяет дух тита-на, век дает не¬длинный и трудный.
Отец Ушинского — отставной подполковник, участник вой¬ны 1812 го-да, служил царю и отечеству в Туле и Полтаве, а затем и в Олонце, Вологде. 2 марта 1824 г. в Туле у него родился сын. Вскоре семья Ушинских переехала на Украину в Новгород-Северский, куда отца назначили уездным судьей.
Здесь на берегу Десны провел свои отроческие годы буду¬щий великий педагог. Учился в гимназии, куда должен был отправляться каждое утро за четыре версты. Незабываемое, чудесное время. О годах учения (редкий слу-чай) Ушинский вспоминает тепло. Особенно восторгался юный ученик сво¬им директором профессором И. Гиляковским. «Нет сомне¬ния, — напишет он позже, — что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главное всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего с гла¬зу на глаз с воспитанником; влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, кото¬рой нельзя заменить ни учеб-ником, ни моральными сентен¬циями, ни системой наказаний и поощрений».
В 1840 г. Ушинский поступает на юридический факультет Московско-го университета. Учится блестяще. Но «здоровье его, — вспоминает историк Ю. Рехневский, — уже тогда было очень ненадежным, и городская жизнь действовала на него пагубно. В конце академического года он обычно блед¬ный, худой и харкая кровью собирался с земляками на роди¬ну, в Малорос-сию, которую очень любил...»
В двадцать лет Ушинский закончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена. В июне 1844 г. совет университета при-судил ему степень кандида¬та юриспруденции, и Ушинский продолжает на-учную стажи¬ровку.
Ему уже 22. О педагогике — главном деле своей жизни — пока не ска-зано ни слова. Мысли есть, но Ушинский не ре¬шается их высказывать: при-сматривается, сравнивает, про¬веряет себя еще и еще.
В 1846 г. его назначают исполняющим обязанности про¬фессора каме-ральных наук по кафедре энциклопедии зако¬новедения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. Демидов¬ским лицей назывался по имени своего основателя, одного из заво-дчиков Демидовых. По своему значению лицеи шли сразу за университета-ми, их было немного: Царскосельский под Петербургом, в нем учился Пуш-кин; Нежинский на Укра¬ине, его закончил Гоголь; Ришельевский в Одессе.
Началась практическая педагогическая деятельность. До¬ступность из-ложения трудных вопросов, строгая логика доказательств, вежливое отноше-ние к ученикам вскоре сдела¬ли имя молодого профессора самым популярным в лицее. А его блестящий труд «О камеральном образовании» (1848) выдви-нул Ушинского в первые ряды ученых того времени.
Есть хорошая должность, жалованье. Многие люди на этом бы и успо-коились. Не таков Ушинский. Требующая вы¬хода энергия направляется на самообразование. Ушинский глубоко изучает философию, штудирует языки. Вскоре он свободно владеет английским, французским, немецким. Чи¬тает в оригинале Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Милля, Канта, Гегеля. Пытается найти ответ на очень зани¬мавший его в то время вопрос: что такое сознание?
Не всем нравится независимость и оригинальность мыш¬ления молодо-го профессора. Попечитель лицея П. Демидов пишет, что Ушинский имеет «большие дарования и отлич¬ные знания, но с большим самолюбием...». К тому же неос¬торожен в речах, резок в суждениях.
Решение власть имущих не отличается оригинально¬стью — под над-зор! Тогда-то и родились горькие строки в дневнике: «Неужели мне придется погибнуть в этой тюрьме, где нет даже стен, чтобы разбить себе голову?»
Едва не потеряв рассудок от инквизиторской травли и ме¬лочных при-дирок, Ушинский в сентябре 1849 г. подает на¬чальству лицея прошение об отставке.
Он унижен, но не сломлен. И не себя он винит в случив¬шемся, ибо зна-ет — виноваты обстоятельства, к которым он не смог и никогда не сможет приспособиться.
Но жить как-то надо. Появилась семья. Ушинский рассы¬лает прошения по всей России. Он пишет в тридцать уезд¬ных училищ, ищет места. Его ни-где не принимают. Профес¬сор Демидовского лицея просится на жалкий ок-лад? Что-то тут не так...
Теперь он без работы. Перебивается переводами, обзо¬рами в журналах. Только через полтора года с большим тру¬дом удается устроиться на долж-ность столоначальника де¬партамента иноземных вероисповеданий. В этой скучней¬шей из должностей Ушинский пробыл до 1 января 1854 г.
Служба в департаменте изнуряла только тело. Душа жила высокими помыслами. Ушинский серьезно анализиру¬ет общественные отношения и приходит к выводу, что очень многое зависит от воспитания. Как и другие выдающиеся пе¬дагоги, он видит пути общественного переустройства в со¬вершенствовании школьного дела.
Случайная встреча положила конец мытарствам. Бывший коллега по Демидовскому лицею, зная выдающиеся педаго¬гические способности Ушин-ского, приглашает его препода¬вателем русской словесности в Гатчинский сиротский инсти¬тут. В 1855 г. Ушинского назначают инспектором классов.
В жизни каждого крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на два больших шкафа. Что в них было — никто не знал, ибо шкафы эти уже двадцать лет стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа от¬крыть шкафы. Перед ним было сокровище: полное собрание педагогической лите-ратуры, наследство бывшего инспекто¬ра института, ученика Песталоцци Е. Гугеля.
По свежим следам прочитанного Ушинский пишет горячую, страст-ную, едва ли не лучшую свою статью — «О пользе педагогической литерату-ры». Глубочайшие идеи, отточен¬ные формулировки.
Статья имеет огромный успех.
Ушинский воодушевлен, горячо принимается развивать свои педагоги-ческие взгляды. О чем он пишет? Нет, пожа¬луй, ни одного вопроса, которого бы он не коснулся — глу¬боко, критически, заинтересованно.
...Учитель рассказывает новый урок; ученики, зная, что найдут его в книге, стараются лишь смотреть на учителя и не слышат ни одного слова из того, что он говорит. Переска¬зывая в двадцатый раз одно и то же, учитель, естественно, не в состоянии говорить с таким воодушевлением, которое вы-зывает внимание слушателей. Он заботится лишь о том, чтобы большинство его учеников знали предмет, а как при¬дет к ним это знание — ему совсем безразлично!
Нет, не так надо учить. Надо знать все о тех, кого хочешь научить. «Ес-ли педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Диагноз Ушинского точен. Ре-комендации вы¬верены и бесспорны: сделать учебную работу по возмож¬ности интересной для ребенка, не превращая эту работу в развлечение. Учить инте-ресно, легко, даже весело, но серь¬езно и глубоко.
Ушинского, уже известного и знаменитого педагога, при¬глашают за-нять должность инспектора классов Смольного института благородных де-виц. В затхлую атмосферу «ко¬фейных», «голубых» классов с приходом Ушинского ворвалась свежая струя. Воспитанницы начали читать Гоголя, Лермонтова, других писателей, о которых ничего раньше не слышали. Стали задавать преподавателям вопросы, что было строжайше запрещено.
Нововведения не понравились. Разгорелся конфликт с начальницей ин-ститута М. Леонтьевой. Обвинения в воль¬нодумстве, непочтительном отно-шении к начальству, безбожничестве и даже аморальности так и сыплются со всех сторон. Да, Ушинский был несдержан, но глубоко прав. «Все русское образование отдали в руки идиоту и бузу веру», — написал он по поводу на-значения адмирала Е. Путянина ми¬нистром просвещения.
Возмутительные вещи допускает Ушинский. Институтско¬го попа Гре-чуловича принимал в халате! Говорит, что тот «кадит всякие пошлости». Да это еще что. Во время экзаме¬нов в присутствии императрицы (!) сидел!
Просто уволить Ушинского было нельзя. Слишком боль¬шую популяр-ность приобрело его имя в России. Нашли «благовидный» предлог: по со-стоянию здоровья направить для лечения и изучения школьного дела за гра-ницу. Факти¬чески это было изгнание, длившееся 5 лет.
Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бель¬гию и Ита-лию.
За границей написал ряд великолепных педагогических сочинений, и среди них выдержавший 187 переизданий учебник «Родное слово». Более де-сяти миллионов экзем¬пляров книг Ушинского вышло до революции — не-слыхан¬ная, небывалая цифра!
Ушинский пришел в педагогику преобразователем. И как раз вовремя. Русская школа переживала затянувшийся за¬стой. Она была задавлена чинов-никами от просвещения, видевшими в каждой новой идее проявление воль-нодумст¬ва. Мало находилось охотников к преобразованиям, риско¬вать карь-ерой и благополучием никто не хотел.
Ушинский об этом не думает. Охватившим его идеям он отдается це-ликом, без остатка.
Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропо¬логия» начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предмет воспитания», спустя не¬которое время — второй. Третий остался незавершен-ным...
В педагогической системе Ушинского ведущее место за¬нимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспиты-вать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание, со¬вершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы челове¬ческих сил: физиче-ских, умственных и нравственных. Но «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей».
Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «В вос¬питании все должно основываться на личности воспитате¬ля, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ника-кие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «... одна педаго¬гическая практика без теории — то же, что зна-харство в ме¬дицине». На основе новейших достижений психологии со¬ставляет подробнейшие рекомендации о методах формиро¬вания наблюда-тельности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации ди-дактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Строит концепцию развивающего обучения.
Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взгля¬дов, предлагает сделать труд пол-ноценным воспитатель¬ным средством.
В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отече¬ству». Он достиг цели.
В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования педагогиче-ских проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогиче-ской мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических про-цессов в со¬временном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены законо¬мерности челове-ческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии обра-зования, обеспечивающие каж¬дому человеку возможность сравнительно бы-стро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
Виднейшие представители американской педагогики — Джон Дьюи (1859—1952), чьи работы оказали заметное влия¬ние на развитие педагогиче-ской мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874—1949), про-славившийся исследова¬ниями процесса обучения и созданием хотя бы и прагматиче¬ски приземленных, но весьма действенных технологий.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разра-ботки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в твор-ческих исканиях новой педагогики принял С.Т.Шацкий (1878—1934), руко-водивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпро-са РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической шко¬лы, были П.П. Блонский (1884—1941), написавший книги «Пе¬дагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884—1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического периода принес¬ли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинско-го. Теоретические поис-ки Н.К. Крупской (1869—1939) концен¬трировались вокруг проблем форми-рования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, заро¬ждающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888— 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогиче-ского руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования созна¬тельной дисциплины и воспитания де-тей в семье. В.А. Сухо-млинский (1918—1970) исследовал моральные про-блемы воспи¬тания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие на¬блюдения сохраняют свое значение и при осмыслении совре¬менных путей развития педагогической мысли и школы.
IV. Что определило развитие педагогики как науки? Из приведенных ответов выберите правильный, доказав неполноту других ответов.
1. Прогресс науки и техники.
2. Забота родителей о счастье детей.
3. Биологический закон сохранения рода.
4. Объективная потребность в подготовке человека к жиз¬ни и труду.
5. Повышение роли воспитания в общественной жизни.
V. Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, даты, назва-ния работ
Имена Даты Идеи
460—370 до н.э.
Сократ, Платон, Аристо-тель
Тертуллиан, Августин, Аквинат «Образование оратора»
Я.А. Коменский
Ж.Ж. Руссо 1466—1536
1378—1446
1494—1553
1533—1592 «Мысли о воспитании»
И.Ф. Гербарт
А. Дистервег 1746—1827
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролю-бов, Н.Г. Чернышевский 1828—1910 1810—1881 «Педагогическая антро¬пология»
Д. Дьюи, Э. Торндайк
СТ. Шацкий 1869—1939 «Педагогика» (1922)
В.А. Сухомлинский «Педагогическая поэма»

I Основные категории педагогики
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также-педагогическими катего¬риями. К основным педаго-гическим категориям относятся вос¬питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру¬ет также общенаучными категориями, такими, как раз-витие и формирование.
Воспитание — целенаправленный и организованный про¬цесс форми-рования личности. В педагогике понятие «воспита¬ние» употребляется в ши-роком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогиче-ском значении.
В широком социальном смысле воспитание — это пе¬редача накоплен-ного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются из-вестные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этиче-ские, правовые нор¬мы — словом, все созданное в процессе исторического разви¬тия духовное наследие человечества.
Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня разви-тия благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшест-вующими поколениями опыт исполь¬зовался и приумножался последующими. История знает слу¬чаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пере¬сыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко на-зад и вынуждены были заново восстанавливать утра¬ченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.
Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда до¬стигали те народы, у кото-рых воспитание было поставлено лучше.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с че-ловеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и бу-дет существовать, пока существует об¬щество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная ка¬тегория.
Многие философы, анализируя законы, управляющие об¬щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще¬ства. Воспитание воздействует на раз-витие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.
Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес¬кий характер.
Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, фор¬мы и организация воспитания. Соци-альные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на созна¬ние и поведение людей.
С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и опре-деляет его направленность, цели, содер¬жание и формы. Когда хорошее вос-питание становится доро¬гим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство воз-величения одних над другими.
Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только про¬фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос¬питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: се-мья, средства массовой информации, литерату¬ра, искусство, трудовые кол-лективы, органы правопорядка Поэтому общее понятие «воспитание» нужда-ется в сужении и конкретизации.
В узком социальном смысле под воспитанием понима¬ется направлен-ное воздействие на человека со стороны общест¬венных институтов с целью формирования у него определен¬ных знаний, взглядов и убеждений, нравст-венных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
При таком понимании воспитания возникает ряд непро¬стых вопросов: какой из общественных институтов более дру¬гих ответствен за судьбы вос-питания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще не-удачах воспита¬ния, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возмож¬ности учебно-воспитательных учреждений?
Не требует особых доказательств вывод о том, что при на¬личии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, спо¬собным деформи-ровать общую цель воспитания. Координато¬рами воспитательного воздейст-вия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, уп¬равляемые высококвалифицированными педагогами.
В широком педагогическом смысле воспитание — это спе¬циально ор-ганизованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных ка-честв, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватываю-щее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитатель-ных задач.
В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспита-тельного процесса. Говорят, напри¬мер, «физическое воспитание», «эстетиче-ское воспитание».
Следующая основная категория педагогики — обучение.'Это специ-ально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодей-ствия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, на-выков, формирование мировоз¬зрения, развитие умственных сил и потенци-альных возможно¬стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот¬ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля¬ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со¬держания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усво¬ения. Знания — это отражение человеком объектив-ной дей¬ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за¬конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че¬ловечества, результат познания объективной действительно¬сти. Умения — готовность сознательно и самостоятельно вы¬полнять практические и теоретические действия на ос-нове ус¬военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навы-ки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выпол-нении необходимых действий, доведенных до совершенства путем много-кратного упражнения.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми¬ровоззренческие, социальные, идеологи-ческие, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитыва¬ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу¬чая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» час-тично перекрываются.
Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означа-ет формирование образов, законченных представле¬ний об изучаемых пред-метах. Образование — это объем систе¬матизированных знаний, умений, на-выков, способов мышле¬ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получе-ние образо¬вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог¬ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво¬ляет утвер-ждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.
Образованным принято называть человека, который овла¬дел опреде-ленным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логи-чески, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образо-ванности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно вос

Back to top Go down

default Re: И.П.Подласый. Педагогика

Post by lola6 on Sun Mar 13, 2011 6:57 pm

Система педагогических наук
Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредова¬ния. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в развет¬вленную систему научных знаний. Поэтому современную педа¬гогику правильнее называть системой наук о воспитании.
Систему педагогической науки, как и любую другую слож¬ную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направлен-ности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы. Нас ин-тересует общая архи¬тектура педагогической науки, поэтому для начала избе-рем простой критерий — последовательность связей педагогичес¬ких отрас-лей, изучающих воспитание человека на всем протя¬жении его развития и формирования.
Фундамент педагогики — философия, и в частности та ее часть, кото-рая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия вос¬питания — это область знаний, кото-рая использует в воспита¬тельной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.
Давние и прочные связи педагогики с философией обусло¬вили особую роль последней. Философия осталась основой пе¬дагогики. Но современная философия, как известно, неодно¬родна. Противоборствующие учения мате-риализма и идеализма заставляют педагогов четко определять свои позиции и выби¬рать путь познания педагогической действительности — мате¬риалистический или идеалистический. Общий подход к позна¬нию, его на-правленность принято называть методологией (от латинского «методос» — путь).
Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогиче-ских учений исследует история педагогики. Принцип историзма — важней-ший принцип развития любой науки: по¬нимая прошлое — заглядываем в бу-дущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помо¬гают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошло¬го, делают бо-лее обоснованными прогностические предложе¬ния, устремленные в будущее.
Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучаю¬щая общие закономерности воспитания человека, разрабатыва¬ющая общие основы учеб-но-воспитательного процесса в вос¬питательных учреждениях всех типов. В общей педагогике вы¬деляются два уровня: теоретический и прикладной (норматив¬ный). Традиционно общая педагогика содержит четыре боль¬ших раздела:
• общие основы;
• дидактику (теория обучения);
• теорию воспитания;
• школоведение.
Названные разделы в последние десятилетия настолько раз¬рослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.
Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспи¬тания подрастающего че-ловека, отражающие специфику учеб¬но-воспитательной деятельности внутри определенных возраст¬ных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к насто¬ящему времени, охватывает всю систему среднего образования. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учеб¬но-воспитательного процесса в профессионально-технических училищах, и осо-бенности воспитания в средних специальных учебных заведениях, и воспи-тание молодежи, получающей среднее образование через систему вечерних (сменных, заоч¬ных) школ.
Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблема¬ми взрос-лых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — зако-номерности учебно-воспитательного процес¬са в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педа-гогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работни¬ков различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В подсистеме социальной педагогики выделя-ются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонаруши-телей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопроса¬ми обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отста¬лых — олигофренопедагогика.
Особую группу педагогических наук составляют так называ¬емые част-ные или предметные методики, исследующие законо¬мерности преподавания и изучения конкретных учебных дис¬циплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Ме¬тодикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаи¬мосвязи с другими науками. Философские науки (диалектичес¬кий и исторический ма-териализм, науковедение, социология, этика, эстетика и другие) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать дей-ствие об¬щих закономерностей человеческого бытия и мышления, снаб¬жают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать на¬правленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности чело-века — раз¬вития высшей нервной деятельности и типологических особен¬ностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, , развития и функционирования органов чувств, опорно-двига¬тельного аппарата, сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем.
Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психоло¬гией, изу-чающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психи¬ки, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздей¬ствий, которые приводят к намеченным измене-ниям во внут¬реннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в ди¬дактике, напри-мер, опирается на теорию познавательных про¬цессов и умственного разви-тия; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интегра-ция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психо¬логии и психопедагогики.
Очевидны связи педагогики с историей и литературой, гео¬графией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов про-фессионально, помогая по¬стичь свой предмет во всех его связях.
У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые пер¬спективные направления. Таковы, например, от-расли, возник¬шие на стыке педагогики с точными и техническими наука¬ми, — кибернетическая, математическая, компьютерная педаго¬гика, суггестоло-гия и др.
IX. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему пе-дагогических.
1. Дидактика, психология, история, философия, школове¬дение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнитель¬ная педагогика.
2. Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, спе¬циальные педагогики, история педагогики.
3. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования.
4. Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физио¬логия, дошко-льная педагогика, школоведение, история школы.
X. Заполните таблицу
Система педагогиче-ских наук
Общая педагогика
Возрастная педагогика
Профессиональная педа-гогика
Специальная педагогика
Другие отрасли
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы 1 II III IV V VI VII VIII IX X
Ответы 2,5 — 2 5 — 4 4 — 2 —
Контрольный тест
За каждый правильный ответ начисляйте себе один балл. По¬лученную сумму разделите на 4. Это будет ваша оценка.
1. Что изучает педагогика?
2. Каковы задачи педагогики?
3. Когда возникла наука о воспитании?
4. Выделите основные периоды развития педагогической мысли.
5. Что сделал для педагогики Я.А. Каменский? Когда это было?
6. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского.
7. Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они просла¬вились?
8. Что такое воспитание в широком и узком смысле?
9. В чем исторический и классовый характер воспитания?
10. Что называется обучением?
11. Что такое образование?
12. Что такое политехническое образование?
13. Что такое развитие личности?
14. Что называется формированием личности?
15. Проанализируйте соотношение педагогической науки и педа¬гогической практики.
16. Какими признаками характеризуется научная педагогическая тео-рия?
17. Охарактеризуйте систему педагогических наук.
18. Что такое методологическая основа педагогики?
19. Зачем педагогике опираться на психологию?
20. Что вы знаете о новых отраслях педагогики?
Литература для самообразования
Бабанскип Ю.К. Педагогика. — М., 1988.
Гончаров Н.К. Основы педагогики. — М., 1947.
Измайлов В.Ф. Народная педагогика: педагогические воз¬зрения наро-дов Средней Азии и Казахстана. — М., 1991.
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. — М., 1967.
Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М., 1991.
Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990.

Back to top Go down

View previous topic View next topic Back to top


 
Permissions in this forum:
You cannot reply to topics in this forum